Диалектика как наука единого развития в природе позволяет соотнести образование человека, в том числе конкретного индивида, с развитием природы вообще, обнаружив целостность самого человека и его закономерность в природе. Жизнь человека как природного явления подчиняется всеобщим законам развития. Природа диалектически едина. Её объединяют самые общие законы природы. Жизнь, образование и развитие человека подчиняются тем же законам. В естествознании усилия ученых были направлены на поиск единых всеобщих законов. «Было бы идеалом кратко обобщить все законы в едином законе, универсальной формуле, существование которой было постулировано более ста лет назад великим французским астрономом Лапласом…[2, с. 130]. Для полного раскрытия природных возможностей человека необходимо включать воспитанника во все природосообразные системы, поскольку в этих системах индивид наиболее полно включен в жизнь природы [3]. Такие системы свободного воспитания содержат: проявление в системе развития всех элементов реальности, взаимодействие с природой, обществом, культурой, государством; открытость общества, пассионарность, творчество [4]. Нарушение природного процесса развития человека ведёт к тому, что не в развитии индивида не достигаются цели природы и что результат, полученный в условиях искусственной среды, станет тупиковой ветвью, не дающий дальнейшего развития. Становится возможным воспитать человека так, что он станет «разовым» элементом, не включённым в диалектику развития. Наибольшее, чего может достичь система воспитания – это изучение природы, доверенных ей индивидов и, по возможности, максимального согласования целей воспитательной системы с природой воспитуемых.
Свободное воспитание становится источником реализации природных возможностей человека и источником знаний о человеке. Для исследователя реальность «образования человека» имеет ту особенность, что он может напрямую, без приборов устанавливать контакт с объектом исследования, настроив своего «воспитанника» на саморефлексию, самопознание, получая от него самые достоверные знания о природе «объекта» [5]. В своё время философы ставили в упрёк Максу Борну его допущение существования физической реальности вне человека [6]. Отличие такого объекта как «образование человека» в отличие от объекта исследований в естествознании состоит в том, что нельзя сказать, что исследователь изучает исключительно внешний по отношению к нему мир, мир реальности, отделенный от него опытом. В изучении образования человека опыт не разделяет, а объединяет исследователя и предмет исследования. Исследование природы человека, связанное с раскрытием её в процессе образования есть, в то же время, элемент познания всеобщей природы. Несмотря на то, что современная цивилизация имеет внушительные завоевания в естествознании, без аналогично значимых знаний о человеке эти завоевания теряют свою ценность.
Человеку-исследователю необходимо целостное знание. Науки – физика, астрономия, геология служат для создания картины мира на основе синтетических, апостерионых суждений [1]. А далее? Как вписать человека в эту физическую реальность, в имеющуюся картину мира. «Я считаю установление универсальной формулы Лапласа действительно оправданным идеалом …Теоретики XIX века верили в эту более или менее ясно выраженную цель и на пути к её выполнению достигли поразительных успехов» [2, с. 130]. К такому выводу пришли в естествознании: у природы нет единой цели, но есть единые законы. Эти законы настолько компактны, что их исследование побуждает учёных к поиску одной единственной универсальной формулы. Не исключен из этого единства и человек и процесс его образования. Наблюдающий себя, рефлексирующий человек при изучении себя, своего собственного развития имеет наиболее верный источник знаний о всеобщем развитии природы.