Первая волна международного производственного аутсорсинга (МПА), пришедшаяся на конец 60-х – 80-е гг. ХХ века, была связана не только с распространением вширь, т.е. вовлечением в международные аутсорсинговые отношения продвинутых стран, но со структурными изменениями международных цепочек добавления стоимости. В частности, развитые страны размещали заказы на полуфабрикаты в той или иной стране, а затем эти полуфабрикаты экспортировались в страну заказчика для последующей сборки конечного продукта [1]. По мере развития международного производственного аутсорсинга помимо производства полуфабрикатов, деталей и т.п., исполнителям заказа стало поручаться и частичное сборочное производство, либо в целом производство готового изделия.
Формирование глобальных стоимостных цепочек в рамках модели международного контрактного производства осуществляется под руководством компаний – оригинальных разработчиков товаров при активном участии компаний–контракторов (аутсорсеров), которым передаются функции по производству той или иной продукции [2].
Вторая волна МПА связана с развитием глобальных информационных сетей, активным распространением единых международных стандартов качества ведения бизнеса. Все это способствовало тому, что одной из распространенных форм международного контрактного производства с конца 90-х гг. ХХ века становится модель ОЕМ (original equipment manufactures), т.е. исходного (реального) производителя оборудования. Суть модели состоит в том, что, например, какой–либо производитель, не имея собственных экспортных каналов (или не желая заниматься внешнеторговой деятельностью), продает свою продукцию оптом крупнейшим международным производителям подобной продукции со всемирно известной торговой маркой [3]. Последние реализуют эту продукцию под собственным брендом. В другом случае эта модель реализуется через международные заказы известных производственных или торговых компаний на изготовление той или иной продукции малоизвестным фирмам, при этом не обязательно из развивающихся стран. При этом заказы выполняются по оригинальным чертежам крупных производителей того или иного товара.
Третий этап в развитии международного аутсорсинга связан с развитием аутсорсинга функций и бизнес процессов (Business processes – BP), который базируется на выделении и обосновании функций и бизнес процессов (БП) необходимых и возможных к передаче сторонним или дочерним компаниям [4]. Если в середине 90-х гг. ХХ в. компании из развитых стран довольно осторожно использовали аутсорсинг в сфере BP, то к концу 90-х и в начале XXI века международный аутсорсинг функций и бизнес процессов, включая услуги в сфере бухучета, найма персонала, маркетинговых исследований, обработки первичной информации, а также огромный многоуровневый комплекс по работе с покупателями и клиентами (CRM), в особенности т.н. Call-центры, стал прирастать огромными темпами. Следует отметить тенденцию постоянного роста рынка аутсорсинга в сторону все большего применения компаниями разного масштаба и расширения спектра предоставляемых услуг, а также роста спроса на услуги аутсорсинга не отдельных деловых операций [5], а всего объема производства на основании оптимизации общего процесса создания стоимости, перехода от функциональной специализации к интеграции бизнес процессов.
Четвертый этап развития международного аутсорсинга характеризуется формированием в начале XXI века нового, активно развивающегося сегмента рынка аутсорсинга. Институтом аутсорсинга данный сегмент развивающегося мирового рынка ВРО был назван «аутсорсингом знаний» (KPO – Knowledge Process Outsourcing). Он достиг уровня 17 млрд долл. в 2010 году с прогнозом роста в 10-е гг. XXI века по данным компании Tiger 25-27 % в год.
Современный этап развития аутсорсинга – КРО – аутсорсинг – является непосредственным отражением и проявлением «экономики знаний», объединяя в себе не только чистый менеджмент (это свойственно для других этапов развития аутсорсинга), перераспределение продукта, в данном случае творческого, но и напрямую воспроизводство знаний, создание новых разработок, проведение исследований [6].
Одной из наиболее распространенных и активно развивающихся разновидностей КРО-аутсорсинга является аутсорсинг НИОКР (research and development – R&D).
Некоторые исследователи процессов международного аутсорсинга полагают, что КРО-аутсорсинг представляет собой результат эволюционного взаимодействия информационных технологий и ВРО-аутсорсинга, и фактически представляет одну из разновидностей аутсорсинга функций и бизнес-процессов. Однако, принимая во внимание масштабы, значимость и перспективы развития данного вида аутсорсинга, можно рассматривать КРО-аутсорсинг как отдельную форму и этап в развитии международных аутсорсинговых отношений.
Формирование и развитие международных аутсорсинговых отношений (МАО) имеет свою логику и историчность. Они характеризуют процессы интернационализации национального производства и услуг с выходом на информационный, постиндустриальный этап развития мировой экономики [7]. Это обстоятельство еще раз подчеркивает объективность становления и развития МАО, их вписывание в общие процессы мирохозяйственного развития.
Анализ эволюции разделения труда на разных уровнях и в различных формах дает основание сделать вывод, что аутсорсинг – это новейшая форма проявления разделения труда, специализации и кооперации. В условиях развития информационной экономики и сетевых форм организации он представляется формой организации и существования сетевого бизнеса. Его значение и масштабы будут расти в связи с дальнейшим продвижением мировой экономики по пути сетевого бизнеса.