Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1 2
1
2

Современные реалии работы специалиста-провизора в аптечной организации требуют комплексного подхода к актуализации полученных в институте знаний. Принятые сегодня образовательные стандарты ставят своей целью подготовку разносторонне развитого специалиста [1]. Реализация этой цели состоит в широком спектре гуманитарных и общеобразовательных дисциплин, предлагаемых студенту для изучения. Однако, достаточно большой объем получаемой информации не формирует у будущего специалиста целостного представления о работе в аптечной организации, а недостаток практической составляющей обучения не позволяет оперативно применить полученные знания при осуществлении своих трудовых обязанностей [3]. Помимо этого, степень ответственности провизора возрастает ввиду того, что многие посетители обращаются в аптеку минуя профильные лечебные учреждения, что является дополнительным стрессовым фактором для молодого специалиста [2].

В связи с этим перед руководителем аптечной организации стоит задача максимально эффективно выстроить план адаптации выпускника ВУЗа к рабочему месту, в то время как высокий уровень конкуренции на фармацевтическом рынке не позволяет тратить большое количество средств и времени на длительную подготовку нового специалиста.

Целью данной работы является выяснение основных трудностей, с которыми сталкивается молодой специалист-провизор в начале работы в аптечной организации и поиск методов их решения.

Для определения основных проблем, с которыми сталкивается молодой специалист, нами проведен социологический опрос (метод анкетирования), в котором приняли участие 60 выпускников Пятигорского медико-фармацевтического института – филиала ФГБОУ ВО ВолгГМУ МЗ РФ. Стаж работы в аптечных организациях опрошенных работников не превышал 1 года. Анкета была составлена из 3 вопросов, призванных оценить качество и достаточность полученных в ходе обучения в ВУЗе профессиональных навыков и компетенций, и 1 вопроса о наиболее предпочтительных для работника методах получения актуальной информации о его работе. Предлагаемые вопросы не содержали конкретных вариантов ответов, что позволило респондентам более полно и свободно обозначить перечень сложностей в работе. При этом участники опроса не были ограничены в количестве описываемых трудностей.

«Испытывали ли вы трудности в первые месяцы работы? Если да, уточните какие» Несмотря на то, что практической подготовке студента уделяется большое внимание, 78,3 % опрошенных отметили трудности в первые месяцы работы, связанные, главным образом, с недостаточным уровнем знания ассортимента современных лекарственных препаратов (36,7 %), работой с кассовым аппаратом и современным программным обеспечением (15 %), 28,3 % опрошенных отметили трудности в общении с покупателями, сложности в адаптации к рабочему месту и страх ответственности назвали 8,3 % опрошенных.

На вопрос «Какие знания вам пришлось получать на рабочем месте?» большинство опрошенных (48,3 %) отмечали необходимость расширения знаний торговых наименований современных оригинальных лекарственных препаратов и препаратов-дженериков. 36,6 % респондентов пришлось получать знания о принципах работы медицинской техники (глюкометры, тонометры, ингаляторы) на рабочем месте, недостаточные знания об ассортименте парафармацевтической продукции при обучении в ВУЗе получили 33,3 % опрошенных.

«Какие из полученных в ВУЗе навыков и знаний оказались наиболее востребованными в работе?» Наиболее востребованными, по мнению опрошенных, являются знания международных непатентованных наименований лекарственных средств (78,3 %), механизмов действия лекарств (55 %) и их совместимости (31,7 %), умение работать с отчетностью (68,3 %), знание нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность аптечной организации (21,7 %), знание ассортимента изделий медицинского назначения (46,7 %). Наиболее важным навыком, полученным в ВУЗе, по мнению большинства респондентов, является умение работать с литературными источниками и поиск актуальных данных, что позволяет молодым специалистам непрерывно и самостоятельно получать новую информацию, необходимую для осуществления трудовой деятельности.

Из опроса видно, что получаемые за годы обучения в ВУЗе знания, зачастую, недостаточны, что ставит перед руководителем аптечной организации задачу по их актуализации и углублению. Для того, чтобы выяснить оптимальный метод восполнения недостаточных навыков и знаний был задан соответствующий вопрос.

«Каким образом, на Ваш взгляд, возможно ускорение адаптации к работе, восполнение обнаруженных пробелов в знаниях (дополнительное обучение, курсы повышения квалификации, тренинги, семинары и т.д.)?». Большинство опрошенных (75 %) отметили, что наиболее подходящим для работника способом является посещение семинаров и тренингов, 20 % опрошенных считают, что актуальные знания можно получить дополнительным обучением, например, по программам интернатуры и ординатуры. 5 % опрошенных считают, что способны справиться с возникшими сложностями самостоятельно.

На наш взгляд, наиболее рациональными способами введения нового специалиста в самостоятельную практическую деятельность и развития его профессиональных компетенций является проведение тренингов и семинаров по систематизации и актуализации полученных в институте навыков и знаний. Связано это с их доступностью, прежде всего, для самого работника, поскольку подобные мероприятия не требуют больших временных затрат и просты для восприятия [4]. Проведение тренинга может осуществляться как представителем крупной фармацевтической компании, так и наиболее опытным сотрудником аптечной организации. Последний метод позволяет не только углубить знания и навыки провизора, но и способен сформировать крепкие уважительные отношения внутри коллектива, наладить систему обмена опытом и информацией между работниками.

Проведенный опрос показывает, что в связи с быстрым темпом обновления ассортимента фармацевтических препаратов молодому специалисту сложно ориентироваться в номенклатуре лекарственных средств, в первую очередь это связано с появлением большого количества препаратов-дженериков, а также за счет расширения ассортимента аптечных учреждений, включением в него предметов медицинского назначения. Поэтому сотрудники аптечной организации должны принимать участия в тренингах и семинарах с целью ознакомления с новыми лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, а также для развития профессиональных качеств провизора.