Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

Kuznetsova A.Ya. 1
1

Сущностью движения как изменения вообще, независимо от конкретных форм его существования, занимается философия. Попытка максимально охватить «мысленным взором» объективно существующий окружающий мир привела к пониманию необходимости «изложения (respective изучения) диалектики вообще» [6, с. 318], системы идей, определённых как «диалектика природы». Системными связями философия занимается постольку, поскольку они обнажают, вскрывают заключенные в системе всеобщие законы развития вообще. Эти всеобщие законы развития и являются предметом и содержанием интенции диалектики как науки о развитии, как теории развития. Диалектика – это учение о всеобщих законах природы (общества) и мышления; о системе развития вообще как системе саморазвития материи. Обнажив себя во взаимоотношении форм движения, мирового круговорота превращения всего во все и, получив затем выражение в предельно всеобщих понятиях, эта система связей, система саморазвития выходит за рамки естествознания, становится всеобщим принципом (касающимся также движения познания, мышления) и переходит в распоряжение учения о всеобщих связях, о всеобщем развитии – диалектику. Единая наука единого развития в природе распространяется на общество и мышление. Нам важно здесь обращение к общим положениям о диалектике, для напоминания о том, что естествознание XX века, углубивших в себя героическими усилиями ученых-мыслителей, оставило за рамками исследуемой реальности самого исследователя.

Исследователь природы в познании и понимании мира устремлен в будущее. Николай Кузанский в трактате «Об учёном незнании» изложил свою идею о «свёртывании и развёртывании» [3]. Жизнь мира представлена мыслителем как некоторое развертывание (explicatio) всего сущего. Оно осуществляется через человека, который и есть свёртка (complicatio), того, что в чём изначально заложено. Так как в человеке как в свёртке природы содержится всеобщее, необходимое, которое может быть познано только самим человеком, то, познавая себя, человек раскрывает тайну природы. При этом разум не направляет деятельность человека в природе, он только направляет самораскрытие природы в природе. Человек же в этой «деятельности» а свёртка саморефлексирующей реальности [5]. Согласно Аристотелю цель состоит в природе вещей, «понятие цели не есть только внешнее для природы» [1, с. 70]. Жизнь природы осуществляется как движение к своей внутренней имманентной цели. В философии Гегеля «Понятие цели как имманентной предметам природы представляет собой простую их определённость…» [2, с. 14]. « … природа рассматривается как свободная в её собственной жизнедеятельности [2, с. 14]. Вектор всеобщего развития природы направлен на интеллектуальное самопознание человека.

Перед исследователем процессы развития наиболее очевидно предстают при изучении образования человека, которое мыслящий человек способен не только наблюдать, но и проектировать и управлять им. Системы образования предназначены для интенсивно развивающегося человека, в период его роста, когда человек находится под усиленным влиянием общих природных законов. Этот факт необходимо учитывать при разработке и построении систем образования.

Законы развития, обнаруживаемые при исследовании образования человека, едины для всей природы. Единая наука единого развития в природе позволяет соотнести развитие человека, в том числе конкретного индивида, с развитием природы вообще, обнаружив целостность самого человека и его закономерные связи с природой [4]. Оставаясь в общем потоке развития, человек занимает особое положение, обнаруживая тем самым вектор развития природы. Природная целесообразность человека в том, что это интеллектуальная саморефлексирующая часть природы. Искусственное воздействие на становление человека в процессе его образования может иметь хотя бы минимальный положительный эффект при условии, если проекты систем образования будут максимально согласованы с этим вектором природного развития человека.