Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Kuznetsova A.Ya. 1
1

Составляя единое целое с природой, человек подчиняется всеобщему диалектическому закону развития природы. Развиваясь как часть природы, познавая и преобразовывая её, человек не создаёт законы природы и не определяет цели её развития, а осознаёт реальность существования, связей, закономерностей. В современном человеке природа раскрывает себя на уровне интеллектуальной организации. Возможность осознания обеспечивается наличием сознания [3]. Предельное, что может интеллектуальный человек – это воспроизвести всю реальность в своём сознании. Для человека – познаваемое начинается с него самого. При всеобъемлющем осмыслении реальности индивид становится точкой отсчета, относительно которой формируется вся отраженная в его сознании Вселенная. Вся реальность за пределами индивида познаётся им через себя, через своё Я. С изменением субъекта познания перемещается и система отсчета, и вся познаваемая реальность. С включением субъекта познания в систему объективного мира срабатывает принцип относительности познания.

При этом проявляется многофункциональность сознания человека, то есть то, что заложено природой в нём как в некоторой свёртке (Н. Кузанский). Посредством чувств и ума человек становится способным отождествиться со всей Вселенной. Известны предположения о том, что ум обнаруживает в себе способность уподобляться любой величине. Современные экспериментальные исследования подтверждают, что интеллект человека способен оперировать многообразием Вселенной (В.А. Каплан). В процессе познания при воспроизведении отраженной Вселенной человек, «выворачивается наизнанку», разворачивает свою «свёртку», т.е., получает в ощущения извне то, что было заложено природой внутри него. Познавая, человек обнаруживает все тайны природы, все скрытые от прямого непосредственного взгляда закономерности. Следующая за интеллектуальным отражением природы ступенька развития – способность к рефлексии, к осознанию того, что стало принадлежностью сознания [2].

Научное познание направлено на поиск всеобщих немногочисленных законов, которым подчиняется всё, охваченное сознанием. Так, В.И. Вернадский посвятил свой труд поиску всеобщих законов живого вещества. Методы и подходы кристаллографии Вернадский распространял на вещество живых организмов [1]. Для понимания единства природы необходимы ещё более охватывающие объединения. И живое вещество, и человек как рефлексирующая часть природы также как и элементарные частицы развиваются в реальном пространстве, обладающем определённой структурой, симметрией и диссимметрией [3].

Сознание, интеллект это составляющие реальности. Изучая математику мы не получаем дополнительный прибор для удобства, а узнаём в ней природу самих себя, своей жизни. Наличие интеллектуально познаваемых связей – закон природы. Это стремление сознания ко всеобъемлющему охвату в познании подтверждает диалектическую целостность природы и её единство. В поиске первоначала природы наука добывает знания об универсальных закономерностях, таких как постоянная Планка, учение о фундаментальных свойствах симметрии, предвиденные Платоном, и продолжает поиск подтверждений единства и универсальности законов развития природы [5].

Сознание человека охватывает все виды вещества: живое вещество, биогенное – возникшее из живого или подвергшееся переработке; косное вещество – абиотическое, образованное вне жизни; биокосное – возникшее на стыке живого и неживого; вещество в стадии радиоактивного распада; рассеянные атомы; вещество космического происхождения. Отраженная интеллектом индивида Вселенная – осознание того, что Я это знаю. Изучение реальности, представленной в сознании, совершается как вторичное интеллектуальное отражение, вторичная рефлексия, более сложная интеллектуальная способность человека. Повышение степени рефлексии указывает направление вектора развития самоосознающей части реальности, к каковой относится человек. Единство мира, объединенного всепроникающими связями и всеобщность закона, которому подчиняется его развитие, составляют диалектику природы. Интеллектуальный вектор развития человека ведёт его в познании и передаёт эстафету рефлексивному вектору освоения реальности.