Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425


1044 KB
В мире Год сближения культур, так объявила ООН. В России это Год Учителя, так объявил Президент. Роль Учителя в школе в наше время велика, как никогда: мир вступил в эпоху глобализации.

В послании Федеральному Собранию Президент РФ сообщил о модернизации системы педагогического образования: «Педагогические вузы будут преобразованы либо в базовые центры подготовки учителей, либо в факультеты классических университетов». Он также объявил о новой образовательной инициативе «Наша новая школа»: «Её смысл заключается в создании современной школы, такой школы, которая способна раскрыть личность ребёнка...».

Осознание необходимости строительства новой школы для новой России, стремящейся к созданию инновационной (знаниевой) экономики, реализации проекта «Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях», реализации национальной образовательной стратегии инициативы «Наша новая школа», реализации модели «Интеграторы успеха образовательного учреждения» привело нас к пониманию необходимости радикальных изменений в системе образования и, в частности, в ходе создания базовых центров подготовки учителей и позволило выделить ряд ключевых идей.

Базовая идея: обеспечить переход к новой парадигме повышения квалификации работников образования, главная специфика которой состоит в переносе идеологии, способов, форм и методов инновационной, экспериментальной деятельности в области повышения квалификации учителей и администрации образовательных учреждений (ОУ) в сферу проектной деятельности. В рамках реализации данной базовой идеи мы предлагаем разработать и реализовать инновационную адаптивную модель повышения квалификации учителей и администрации ОУ, суть которой состоит в использовании современных гуманитарных практик «проживания», самоопределения и сопроектирования.

Рефлексия особенностей данной модели выглядит следующим образом.

1. Личность учителя - это личность носителя культуры и её творца, преемника и создателя мирового педагогического опыта. По мировым стандартам современный учитель - это: творческая индивидуальность, обладающая оригинальным проблемно-педагогическим и критическим мышлением, создатель многовариативных программ, опирающихся на передовой мировой опыт и новые образовательные технологии, интерпретатор программ в конкретных педагогических условиях на основе диагностического целеполагания и рефлексии.

2. В проекте «Российское образование 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» подчеркивается: «Традиционный преподаватель (монополист в передаче и интерпретации необходимого знания) уходит со сцены». Складывается новый образ педагога: исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов.

3. Переход к новой парадигме повышения квалификации учителей и администрации ОУ будет осуществлен на методологической базе системно-деятельностного подхода.

4. Причем данный переход обозначился по всему периметру развития новой парадигмы повышения квалификации учителей и администрации ОУ: кредо (идеология), теория (подходы), содержание деятельности, технологии.

5. Ключевые положения идеологии инновационной деятельности в области повышения квалификации учителей и администрации ОУ выглядят следующим образом:

  • приоритетный характер получают не содержательные, а развивающие цели;
  • содержание деятельности выступает в качестве средства, способствующего осмыслению учителями и администрацией ОУ своей собственной деятельности;
  • создание учителями и администрацией ОУ своего собственного проекта как основное деятельностно-смысловое пространство повышения квалификации;
  • «командный» способ формирования коллективов, проходящих повышение квалификации.

6. Теоретические подходы к реализации инновационных программ повышения квалификации учителей и администрации ОУ в рамках новой парадигмы выглядят следующим образом:

  • усваивается и сама проблема, и инновационная деятельность как форма ее разрешения;
  • учителя и администрация ОУ выступают в роли проектировщиков, исходя из ресурсной специфики ОУ;
  • каждый участник определяет в предложенном культурно-образовательном пространстве собственную траекторию освоения обсуждаемого содержания;
  • участники приобретают опыт содержательного позиционирования в развивающемся инновационном образовательном пространстве и овладевают средствами такого позиционирования;
  • на основе соучастия и сотворчества происходит развитие и повышение квалификации учителей и администрации ОУ, а также развитие коллектива ОУ.

7. Главным среди подходов, предлагаемых нами к повышению эффективности повышения квалификации учителей и администрации ОУ является опора на одну из ключевых ценностей самоопределение и выбор. Погружение в жизнь ОУ создает уникальную ситуацию выстраивания каждым слушателем собственной системы повышения квалификации. Ситуация выбора создает оптимальные предпосылки для рефлексии учителями и администрацией ОУ по поводу жизни ОУ, их роли и позиции в этой жизни, независимой оценки происходящего вокруг них.

8. Мы также отмечаем существенную роль ситуации выбора в становлении самости учителей и администрации ОУ.

9. Мы выделяем следующие идеи, положенные в основу нашей деятельности в области повышения квалификации учителей и администрации ОУ и составляющие основу для разработки программ повышения квалификации:

  • создание культурных, образовательных пространств;
  • изменение содержания и технологий повышения квалификации;
  • создание инновационных моделей деятельности ОУ на основе изменения содержания и внедрения инновационных технологий повышения квалификации учителей и администрации ОУ;
  • выстраивание нового содержания повышения квалификации учителей и администрации ОУ и нового характера их взаимоотношений в коллективе;
  • изменение структуры, содержания и форм повышения квалификации учителей и администрации ОУ за счет использования новых информационных технологий;
  • создание условий для развития самости учителей и администрации ОУ;
  • создание ситуаций выбора в процессе повышения квалификации учителей и администрации ОУ.

10. Эти идеи по сути являются реализацией адаптивной модели взаимодействия учителей и администрации ОУ и современного пула образовательных практик и психологопедагогических дисциплин и дают возможность эффективно осуществлять процесс повышения квалификации.

11. Однако главной спецификой в данном подходе является то, что самостоятельным содержанием выступает сама инновационноэкспериментальная деятельность, принципы ее построения и развития.

12.  Необходимым условием овладения предметной деятельностью, ее содержанием является освоение учителями и администрацией ОУ навыков: проектирования, моделирования, прогнозирования, самоопределения, рефлексии.

13.  Наряду с традиционными для сферы повышения квалификации учителей и администрации ОУ формами и методами нами предлагается ряд инновационных технологий.

В их основе лежат следующие подходы: активно-деятельностная форма освоения содержания, возможность выбора индивидуальной траектории освоения, диалоговый характер повышения квалификации, приоритет рефлексивного сознания.

Все предлагаемые технологии в своей основе как некий гиперметод имеют метод проектов.

14. Среди эффективных подходов к его реализации предлагаются сетевое взаимодействие, экспертиза, погружение (тренинги), модульное и проблемно-модульное построение инновационных образовательных программ, проживание, как способ овладения содержанием.

В качестве форм наряду с курсовой деятельностью предлагаются дистанционное сопровождение и индивидуальные образовательные программы.

15. Таким образом, предложенная нами парадигма инновационного повышения квалификации учителей и администрации ОУ носит эффективный и прогностичный характер.

16. Мы поддерживаем базовую по отношению ко всему инновационному движению и шире ко всему спектру деятельностей, причастных к обновлению образования, неклассическую образовательную парадигму.

17. Таким образом, суть инновационной адаптивной модели повышения квалификации учителей и администрации ОУ в использовании современных гуманитарных практик «проживания», самоопределения и сопроектирования.

18. Наши лучшие инновационные образовательные программы повышения квалификации учителей и администрации ОУ претендуют на то, чтобы сделать процесс повышения квалификации синергетическим, придать ему субъектность. Ибо с позиций синергетики нужно не «изучениеосвоение-усвоение-присвоение» учителями и администрацией ОУ современного комплекса наук об образовании, а нечто совершенно иное взаимная адаптация учителей и администрации ОУ и современного комплекса наук об образовании в ходе повседневной профессиональной деятельности.

19. На основе представленных материалов мы выделяем следующие наиболее эффективные с точки зрения адаптации учителей и администрации ОУ к современному уровню наук об образовании формы повышения квалификации: систематическая учеба без отрыва от работы, стажировка путем госте-ролевого метода, постоянный педагогический семинар, проблемные семинары, где происходит формирование языка, на котором возможна коммуникация учителей и администрации ОУ и современной науки; здесь договариваются о терминах, ищут общие именно для ОУ значения слов: «мониторинг», «системный анализ», «профессиональный рост», «профессиональная успешность», «индивидуальное(ый) развитие, подход, педагогическое воздействие», «квалиметрия», «образовательная(ый) парадигма, модель, проект», «рефлексия» и т. д.;

20.  Должны быть организованы свободные частно-проблемные группы рефлексии, свободная общая рефлексия и т.д., где предусматривается выработка специальных техник общения учителей и администрации ОУ и инновационной практико-ориентированной науки; особое значение для повышения квалификации имеет культура рефлексии, весьма важна ориентация в образовательных пространствах, крайне существенна установка учителей и администрации ОУ на: активное проектирование своего профессионального пути, выбор образовательных подходов, парадигм, практик, моделей, конструирование, сценарирование педагогических событий и т.п.

21.  Важно, что в ходе повышения квалификации учителей и администрации ОУ вырабатывалась система оценки действенности и эффективности их профессиональной деятельности, они должны тренироваться в управленческом полилоге как средстве обретения педагогической командой техник рефлексии своей профессиональной деятельности.

22. Очень важно, что в повышении квалификации учителей и администрации ОУ была предусмотрена их психолого-педагогическая поддержка.

23. Мы выдвигаем в качестве обязательного условия адаптивного подхода к повышению квалификации учителей и администрации ОУ ориентацию не на эталоны, нормы и профессиограммы, которые содержатся, в частности, в требованиях к аттестации, но на достижение учителями и администрацией ОУ профессиональной успешности в зоне их ближайшего развития.

24. В связи с этим мы эксплицируем следующий перечень профессиональных характеристик, качеств, свойств, признаков, черт, по которым возможна рефлексия и проектирование профессиональной успешности:

  • самопроектирование как определение базовых приоритетов личностной успешности;
  • успешность в работе;
  • успешность учителей и администрации ОУ в области креативности (как творческой личности);
  • успешность учителей и администрации ОУ как «учащихся», «повышающих свою квалификацию»;
  • успешность учителей и администрации ОУ как работников, членов трудового коллектива.