Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Kuznetsova A.Ya. 1
1

Воспитание – целенаправленное создание условий для формирования гражданина. Принцип свободы в воспитании необходимо соблюдать для того, чтобы воспитание не исказило окончательно природу человека. Принцип свободы предполагает создание в образовательной среде пространства, в котором воспитанник наилучшим образом обнаружит непроявленные ещё природные возможности. Л.Н. Толстой в романе «Воскресенье» осознание человеком своей природы называет осознанием своего «духа»: «Вер много, а дух один. И в тебе, и во мне, и в нём.…Значит, верь всяк своему духу, и вот будут все соединены» [5, с. 77]. Л. Толстой (позже об этом говорит и К. Юнг) считает, что «Каждый человек обладает особенным дарованием и способен выполнять определенную задачу» [4, с. 303]. [2]. Задача воспитания в том, чтобы постараться открыть в ребёнке это дарование. Ответственность воспитанника перед природой состоит в том, чтобы в течение своей жизни наилучшим образом раскрыть это дарование. Для воспитателя «Воспитание значит питание способностей ребёнка, а не создание тех новых способностей, которых в нём нет. Последнее невозможно» [4, с. 303]. Ребёнок со временем перейдёт к самовоспитанию. К этому времени ему необходимо будет дать понятие о долге, который необходимо выполнить в мире, в котором он живёт, о той задаче, ради которой человек рожден.

Свободное воспитание – это естественное воспитание. Говоря о «духе» человека мы говорим о тех его природных задатках, природных возможностях, которые обеспечены диалектическим единством природы, для которой человек не чужеродный элемент в природе, а её производное. Общество устроено так, что влияние среды неизбежно. Растущий человек строит себя по образцу взрослого. Вредным оказывается то влияние, которое уводит воспитанника с пути следования естественному раскрытию природных качеств, достижению природной цели. Ж.Ж. Руссо указывает на два сорта зависимости человека в процессе его развития: зависимость от вещей, лежащая в самой природе и зависимость от людей, порождаемая обществом. Первая, не заключая в себе ничего морального, не вредит свободе и не порождает пороков, в то время как вторая, не будучи упорядоченной, порождает все пороки. Невозможно быть полностью независимым. Для осуществления свободного воспитания следует избегать всех видов зависимости, если это не зависимость от природы вещей. « Чтобы не гнаться за химерами, не будем забывать того, что прилично нашему положению. У человечества – свое место в общем порядке Вселенной. У детства – тоже свое в общем порядке человеческой жизни: в человеке надо рассматривать человека, в ребёнке – ребёнка» [1, с. 205].

Осуществление принципа свободы начинается с того, что воспитатель отказывается от силового воздействия: «Никогда не приказывайте ему – ничего на свете, решительно ничего! Не допускайте у него даже представления, что вы претендуете на какую-нибудь власть над ним» [1, с. 205]. Но, для того, чтобы отказаться от приказов, воспитатель сам должен многое изучить и предвидеть, для того, чтобы помешать совершению дурного поступка. Принцип свободного воспитания состоит в том, что воспитатель максимально изучив социальные условия, регулирует их так, что воспитанник напрямую сталкивается только с природными препятствиями, не приходя в противоречие в своих действиях с людьми или социумом [3]. «Дозволяйте с удовольствием, отказывайте лишь с сожалением; но все отказы ваши пусть будут бесповоротны, пусть не колеблет вас никакая настойчивость; пусть сказанное вами «нет» будет несокрушимой стеной, так, чтобы, испытав раз 5-6 перед ней свои силы, ребенок не пытался уже опрокинуть ее» [1, с. 205].

Принцип свободного воспитания не решает все задачи воспитания, но делает реальное пространство индивида открытым для свободного контакта с природой. Принцип свободы состоит в воспитании человека способного воздерживаться, если препятствие ему ставит сама природа, не свободного от законов природы, от знания этих законов, а свободного от каприза других людей, от их власти. Человек, знающий законы природы, знающий свои ограничения в природе, понимающий их власть над собой, остаётся гордым, осознавая, что он противостоит жестокому игу необходимости. При следовании этому принципу можно наиболее рассчитывать на то, что в развивающемся человеке будет наиболее полно осуществлен основной закон природы.