Одарённость человека формируется как отклик на запрос среды и как естественное развитие природных задатков. Развитие разносторонней одарённости необходимо ребёнку в раннем возрасте, в то время, когда идёт интенсивное духовное развитие, но ещё не определена гражданская функциональная принадлежность индивида. Она необходима индивиду для полноты личностного развития. В дошкольном возрасте на фоне воспитания разносторонней одарённости происходит проявление особенности индивидуального дарования. Функция образования состоит в согласование природных возможностей подрастающего поколения и реальных требований социума. Согласование это начинается с изучения природных данных воспитанников. Для того, чтобы направлять развитие человека в определенное русло, необходимо предварительно его изучить. Это делает воспитатель, обучая ученика одновременно и самопознанию, а, выявив наиболее ценные для данной конкретной личности качества, он помогает их развить. Платон описывает то, как детально, начиная с младенчества, он продумывает воспитание: «Подобно тому, как кораблестроитель, делая набросок для начала постройки, намечает форму киля судна, так же точно, кажется мне, поступаю и я, пытаясь установить форму поведения. При этом я основываюсь на душевном складе каждого; он действительно образует их киль. Я, конечно, стараюсь верно учесть, с помощью каких средств и способов мы всего лучше проведем жизнь во время такого плавания, каким является наше существование» [5, с. 282].
В воспитательных системах, направленных на творческое развитие, необходимо учитывать две основные линии освоения воспитанником своего природного дара: 1. – максимально углубленное развитие одного вида одарённости и 2. – проявление разносторонней одаренности. Оба случая требуют особого внимания к ходу общего личностного развития воспитанника. Воспитание не предполагает изолированность воспитуемого. Воспитание в среде возможно по образцу и как самобытное творческое развитие. Воспитание по образцу длится постоянно при сменяющемся время от времени образце. В раннем возрасте необходимы образцы любви, эмпатии, деликатности. В подротсковом возрасте они сменяются образцами творческой жизни в различных сферах её проявления. Воспитание как творческое развитие направлено на достижение совершенства и делает воспитателя субъектом воспитания. Всё начинается с воспитания воспитателей. Необходимо, чтобы воспитывающие люди, не переставая воспитывали себя, и, совместно с воспитуемыми, «помогали бы друг другу всё более и более осуществлять то, к чему стремятся. Средств же для этого, кроме главного – внутреннего, работы каждого человека над своей душой – может быть очень много. Надо искать их, обдумывать, прилагать, обсуждать…» [6, с. 306]. Человек не может достичь идеала совершенства, но он постоянно должен делать усилия для того, чтобы всё больше и больше к нему приближаться. «Это тот путь, идти по которому было от века предписано человеческому роду. Это путь тернистый и тяжелый по тем трудностям, которые встречаются на каждом шагу его. Но этот путь утешительный и отрадный по тем плодам, которые он приносит и на которых последний плод – братский мир, царство мира и добра на земле. Тогда наступит и конечное великое единство. Но единство ведь есть не что иное, как слияние жизни каждого с жизнью всех …» [7, с. 50].
Система воспитания должна учитывать не только единство природы и общества, но и целостность всего окружающего, всей реальности, того, что природа есть некое живое целое. Разносторонняя одарённость человека есть проявление всех возможных его природных связей, их развитие возможно при максимальном приближении системы воспитания к жизни. «Жизнь есть понятие, дошедшее до своего выявления, понятие, ставшее ясным, истолкованное понятие» [1, с. 40]. Целостное развитие воспитуемого требует осознания своей индивидуальной одарённости, целостное развитие общества позволяет развить разносторонние дарования отдельных индивидов.