Зрелое общество заботится о качественном воспроизведении себя. При этом развитие как общества, так и отдельного человека ведёт ко всё более глубокому развёртыванию природных возможностей человека [2]. Развитие общества обеспечивает нагрузку уже выявленным способностям индивидов, а также обнаруживает и проявляет их скрытые возможности. Массовое развитие одних и тех же индивидуальных способностей приводит к творческому прорыву всего общества [3]. Связь развития индивидуальной одарённости с состоянием общества начинается с того, что люди, в исходном положении рассматриваемые как индивиды, в то же время существуют как непрерывные личности. С научной точки зрения, как считает Д. Ролз [4], единению общества служит природный принцип максимума, выраженный в науке представлением о «величайшей вершине как моральной, так и физической». «Точно так же, как движения каждой частицы, свободной или связанной, в материальном космосе непрерывно подчинены максимальной сумме всей аккумулированной энергии, так и движения каждой души, эгоистично изолированной или же связанной узами симпатии, постоянно реализуют максимальную энергию» в обществе [4]. Целостность общества обеспечивают добродетели – семейство предрасположений и склонностей индивидов, регулируемых желанием высших порядков, в данном случае желанием действовать в соответствии с моральными принципами.
Индивидуальное сознание принимает участие в проектировании нового общества. «Перед мыслящим разумом мир не представляется как законченное произведение. Определенную картину мира разум должен создавать из огромного числа ощущений, переживаний, полученных информаций, воспоминаний и восприятий. А это значит, что нет, вероятно, и двух мыслящих людей, чье представление о мире совпадало бы во всех отношениях» [1, с. 9]. Индивиды накапливают различные основания для построения картины мира и результаты они получают разнообразные. Но, «когда какая-либо идея в своих основных чертах становится достоянием большого числа людей, возникают движения духа, так называемые религиозные вероучения, философские школы и научные системы; они представляют собой сложное переплетение различных точек зрения, религиозных положений, убеждений» [1, с. 9]. Увлечённость сознания большой массы одной идеей придаёт духовному развитию общества определённое направление. В свою очередь направленное духовное движение общества мотивирует формирование соответствующих одарённостей его индивидов. Реально всеобщие связи в обществе ведут к формированию принципа справедливости при том, что базисным остаётся понятие свободы. Д. Ролз строит модель общества, в котором осуществляется принцип справедливости одновременно с принципом свободы. В жизни общества должно быть учтено всё: принцип справедливости и процедуры справедливости, понятие свободы, приоритет свободы, справедливая конституция и реальные проблемы свободы: «равной свободы совести, политической справедливости и равных политических прав, а также равной свободы личности и ее отношения к правлению закона» [4, с. 53].
В основании справедливого общества находится предположение, что индивиды как граждане общества взаимно не заинтересованы и имеют конфликтующие желания. Предположение о взаимной незаинтересованности сторон не противоречит разумной благожелательности и любви людей в рамках справедливости как честности. Для обеспечения общегражданских свобод они должны быть включены в конституцию и защищены ею: свобода совести и свобода мысли, личная свобода и равные политические права – те основания, которые необходимы для прорастания и расцвета стремления индивида к справедливости. «Без воплощения этих свобод политическая система, которую я представляю в виде некоторой разновидности конституционной демократии, не была бы справедливой процедурой» [4, с. 54]. Исходя из исследований Д. Ролза, можно предположить возможность такого состояния общества, в котором стремление к справедливости примет массовый характер. В таком случае само общество также будет иметь черты справедливости.
Д. Ролз доказывает, что принцип справедливости позволяет построить моральное конституционное общество и обеспечить гражданам политические права и свободы. Для индивида выполнение принципов справедливости и свободы проявляется в том, что, находясь в непрерывной связи с обществом, он будет достигать выдающегося развития своих природных способностей.