Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Kuznetsova A.Ya. 1
1

Научно-техническое становление современной цивилизации стало реальностью и отметило своё 250-летие. Человек, несмотря на то, что цивилизация – это дело его рук, не может поставить себе в заслугу все её проявления [4]. Озабоченность и сомнения в целесообразности вызывает интенсивная технологизация социума. Анализ становления технологического образа жизни вызывает вопросы: Что ведёт в процессе развития: человек технологии или новые технологии управляют человеком? Мешает ли технологизация жизни человека? Какой уровень технологической зависимости безопасен для природы человека? Возможна ли жизнь человека в природе без технологизации? Ответы на эти вопросы усложняют тем, что вырывают становление цивилизации из контекста природы. Разработка и создание технологий, как и весь научно-технический прогресс, совершается не за пределами, а в рамках природы. Современная научно-техническая цивилизация складывается как один из результатов познавательной деятельности человека. При разработке технологий человек, наделённый от природы интеллектом, копирует и материально воспроизводит природу по образцу, тщательно изучая при этом её законы, её духовную часть.

Развитие человека стало результатом природной потребности человека в познании. Диалектика исходит из того, что в познании мира, во-первых, вещи надо рассматривать во взаимосвязи друг с другом, не брать изолированно; и, во-вторых, вещи надо рассматривать в их изменении и развитии. Можно обратиться к этике индейцев сиу «Со всем сущим нас связывают узы родства; что Дух земли творит, то неделимо» » [2, с. 30]. В соответствии с диалектической методологией сущность вещи может быть полностью понята только тогда, когда известна история становления этой вещи, отражено её развитие. Познание – способ освоения человеком реальности. Препятствия на пути познания затрудняют движение развития цивилизации. Замедление процессов познания приводит к стагнации общества. Таким был регресс в жизни науки и общества в III – VII вв.: «регресс науки связан с изменением психологии народа и общества, с ослаблением того усилия, той воли, которая поддерживает научное мышление, как поддерживает она всё в жизни человечества» [2, с. 75]. Технология не нечто внешнее по отношению к человеку и природе, в ней раскрыты модели его собственной природной структуры и отражены законы природы. Технологизация общества – одно из проявлений целенаправленности природы. Такое целеустремление обнаруживает В. Вернадский при создании теории этногенеза: «Действительно, что такое этногенез? Это последствие негэнтропийного импульса, т.е. кратковременного толчка (вспышки) энергии живого вещества биосферы (В.Вернадский). В результате этого появляется «пассионарность – рецессивный признак, рассеивающийся только за полторы тысячи лет» [2, с. 11]. В диалектике пассионарность занимает свое место в обеспечении целенаправленности природы.

Неправомерное отделение в предмете исследования жизни человека от его познавательной функции приводит к постановке вопроса о пользе познавательной деятельности для человека. Когда мы говорим о «всё ускоряющейся гонке в сфере фундаментальных наук» [1] и говорим об этом в научном дискурсе, необходимо иметь в поле зрения широту и силу возможностей самого человека, степень его свободы в границах реальности. Проблемы с освоением технологического пути скорее всего связаны с недостаточным использованием человеком того интеллектуального потенциала, которым его одарила природа при выборе для человека познавательного пути развития [3]. В ситуации современного научно-технического состояния цивилизации полезно более тщательно изучать законы, уже выбранного природой, технологического развития общества [5]. Человек и даже его дух и его мысль не могут быть познаны отдельно от «остального объективного мира». Интеллект и интеллектуальная рефлексия – инструменты, данные человеку природой, приоткрывающей ему свои тайны. Природа выводит человека на технологический интеллектуально-рефлексивный путь развития для поддержания и усиления его единства с природой, но не для разъединения и противопоставления.