Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

SWOT – ANALYSIS ON THE STAGE OF CONCEPT DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION TECHNOLOGY OF CONTINUOUS PEDAGOGICAL EDUCATION (UNIVERSITY – COLLEGE) IN THE UDMURT REPUBLIC

Volkov P.b. 1
1 Glazovsky State University
This article discusses both positive side and possible risks when planning and designing concepts and implementation technologies for continuous teacher education (University, College) in the Udmurt Republic. Substantiates the idea of modernization of the system of educational services through the establishment of educational cluster in the region, development of distance education, optimization of logic circuits in management institutions, focus on quality training of highly qualified specialists. Analysis of the studied problems in philosophical, psychological, pedagogical, sociological literature; State problems in higher, secondary vocational education; theoretical analysis of research papers on issues the Organization of continuing education, the formation of competences, specialists in training conditions in continuous pedagogical education (University, College) in the Udmurt Republic; defines a scientific apparatus; justified and tested organizational forms in the system of specialists training in continuing education. Analysis and synthesis of submissions during this phase of the study will identify the main contradictions arising in the process of training future specialists in the field of continuing professional education, determine logic research.
educational cluster
highly qualified specialists
the quality of educational services

Основная идея реализации непрерывного педагогического образования (колледж – вуз) в Удмуртской Республике состоит в том, что создаваемый образовательный кластер способен определять образовательную политику в регионе, т.е. социальные партнеры не станут «не тянуть одеяло на себя», а будут согласовывать свои действия с интересами партнера.

Механизм реализации непрерывного педагогического образования (колледж – вуз) в Удмуртской Республике направлен на эффективное распределение ресурсов (кадровых, материально-технических, финансовых) внутри образовательного кластера, что позволит целенаправленно решать назревшие проблемы.

Образовательный кластер вскроет арсенал потенциальных ресурсов: создаст большие возможностей для удовлетворения потребностей различного контингента занимающихся в образовании; станет привлекательным объектом для инвестиций, поскольку инвестор получит гарантии в подготовке высококлассных специалистов; рационально распределять полномочия в системе менеджмента, что позволит снять проблемы дублирования или «двойного» руководства образовательными учреждениями; обеспечит оперативное внедрение дистанционного образования, что поможет привлечь дополнительные резервы с «периферии» Удмуртской Республики; возможно расширение сферы в образовательной деятельности за счет вхождения в образовательный кластер на правах социальных партнеров самостоятельных образовательных учреждений.

Разработка концепции и технологии реализации непрерывного педагогического образования (колледж – вуз) в Удмуртской Республике обеспечивается восьмью взаимосвязанными блоками: «целевым», «теоретическим», «содержательным», «программным», «кадровым обеспечением», «организационно-управленческим», «реализующим», «результативным» [1, с. 106-107].

В теоретическом аспекте разработка механизма реализации непрерывного педагогического образования (колледж – вуз) в Удмуртской Республике способствует обновлению и модернизации системы на рынке образовательных услуг, расширению сферы предоставления образовательных услуг, служит повышению уровня подготовленности будущих специалистов, создает предпосылки для конкуренции высококвалифицированных специалистов в образовательных учреждениях.

Крупная образовательная единица (образовательный кластер) позволит адекватно реагировать на изменения в законодательной базе высшего образования (непредсказуемость критериев оценки вузов, ссузов и т.п. – усиление «драконовских» мер).

Ресурсная поддержка обеспечения реализации данной концепции включает пять блоков (педагогический, информационный, научно- методический, организационно-управленческий, материально-технический), взаимосвязанных и взаимодополняющих, призванных содействовать её внедрению в практику.

Реализации непрерывного педагогического образования (колледж – вуз) в Удмуртской Республике позволит преподавателям заниматься повышением качества образования студентов, т.е. выполнять профессиональные обязанности, выполнения непрофильной работы, поиска студентов и т.п.

Создание образовательного кластера в регионе соответствует направленности действий на укрупнение учреждений образования со стороны Правительств РФ и УР, обеспечивает выполнения социального запроса в модернизации образования и его потребности в новых идеях [2, с. 85].

Данная модель способна осуществлять комплексный подход к формированию единых требований к подготовке специалистов на российском и международном уровне.

Понимая, что при планировании и разработке концепции и технологии реализации непрерывного педагогического образования (колледж – вуз) в Удмуртской Республике, что, в свою очередь, является неотъемлемой частью государственной политики в сфере образования, способом борьбы с негативными факторами, необходимостью реформирования и модернизации высшего и специального профессионального образования, в тоже время обоснуем возможные риски:

Для получения эффекта об объединения стратегия должна строиться на научной основе: быть разработаны на основе алгоритма и требований к их составлению процесс перехода из одного состояния, в нашем случае вуз и колледж, (самостоятельные образовательные единицы) в другое (образовательный кластер). Данного алгоритма коллективам не представлено.

Преобладание технократического подхода (объединение как цель оптимизации, укрупнения) над необходимостью повышения гуманистических основ высшего и среднего специального профессионального образования на основе развития самостоятельности, сохранения традиций, оптимального сочетания инноваций и традиций.

Потеря суверенитета педагогическим вузом и колледжем, что, на наш взгляд, внесет изменения в образовательную стратегию: от следования традициям к развитию инноваций в ситуации непредсказуемости, прежде всего финансирования со стороны государства и субъекта Федерации.

Неготовность сотрудников вуза и колледжа к изменениям (психологический аспект): неуверенность в профессиональном будущем, неопределенность, преувеличение опасности объединения, изменение традиционного уклада в профессиональной деятельности и т.п.

Пересмотр организационно-методических основ организации работы в вузе и колледже: следует привести, разработанные учебные программы, планы образовательных учреждений к общим и специфическим компетенциям будущих специалистов.

Не следует поддаваться иллюзиям, что в одночасье, в созданном образовательном кластере, специалисты системы образования перейдут на инновационные формы организации и проведения занятий, займутся углубленной подготовкой и переподготовкой по читаемым учебным дисциплинам. Речь идет о низкой методической подготовленности специалистов в вопросах внедрения инновационных технологий в занятия студентов, что не способствует повышению качества образования. В этой связи возникает необходимость разработки системы подготовки и переподготовки специалистов в едином образовательном пространстве кластера [3, с. 57].

В результате анализа перспектив и возможных рисков на этапе планирования и разработки концепции и технологии реализации непрерывного педагогического образования (колледж – вуз) в Удмуртской Республике, выделены признаки инноваций: «цикличность развития»; «связь со временем»; «новизна качества»; «информированность и внедрение»; «системность преобразования»; «материально – финансово – ресурсная затратность».

Процесс реализации непрерывного педагогического образования (колледж – вуз) в Удмуртской Республике обоснован как инновация, так как обладает признаками теоретической и практической значимости, способствует решению жизненно важных профессиональных и социально-экономических проблем сферы образования.

Системообразующим фактором создания образовательного кластера являются объективные требования общества к сфере высшего и среднего специального профессионального образования, к личности преподавателя и будущего специалиста, к повышению уровня образования и профессиональной подготовке.

Процесс создания образовательного кластера выглядит следующим образом: запрос со стороны министерства образования Удмуртской Республики (объявление конкурса) – определение по итогам конкурса субъекта (образовательного учреждения) для разработки и реализации проекта – поиск проектантом приемлемой теоретической основы для объединения – интеграция (процесс объединения) – модернизация (приведение к единым требованиям «входящих» в образовательный кластер документов) – создание на имеющейся основе (базе) инновационных технологий (создание условий для научно – педагогической практики в образовательном кластере) – трансляция новой образовательной услуги со стороны образовательного кластера во внешний мир – интеграция в образовательный кластер образовательных учреждений, например, из системы среднего профессионального образования, в образовательный кластер – получение отзыва об эффективности транслируемой технологии – корректировка – новый виток в развитии образовательного кластера на высоком качественном уровне.

В то же время, как и к любой инновации, выявлены возможные негативные реакции со стороны «входящей» в образовательный кластер учреждений. Основная проблема сотрудников: адаптация к переменам и адекватная (неадекватная) оценка своих адаптивных и мобильных возможностей.

Таким образом, нами рассмотрены как положительные стороны, так и возможные риски при планировании и разработке концепции и технологии реализации непрерывного педагогического образования (колледж – вуз) в Удмуртской Республике. Обоснована идея модернизации в системе предоставления образовательных услуг через создание образовательного кластера в регионе, развития дистанционного образования, оптимизацию логических схем в менеджменте учреждения, нацеленность на качественную подготовку высококлассных специалистов.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-16-18003.