Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,839

THE MAIN CHARACTERISTICS OF TRAFFIC ACCIDENTS WITH VICTIMS IN THE IVANOVO REGION

Bazanov S.V. 1
1 Regional Centre of Disaster Medicine of the Ivanovo region
The article conducted a comprehensive analysis of indicators of road traffic accidents (RTA), injuries and mortality in the Ivanovo region in 2015. The distribution of these metrics by day of week, time of day, road users and types of accident. Defined the relationship of the number of accidents, injured and killed in them depending on the age of the driver and driving experience, as well as intoxicated drivers. Reviewed key performance indicators emergency medical services and trauma centers in the provision of assistance to victims of road accidents. It is established that in the Ivanovo region have some reserves to reduce the number of accidents, injured and killed in them. To reduce the rate of road traffic injuries and mortality should focus on reducing the number of accidents with pedestrians and drivers, in a state of alcoholic intoxication. Preventive measures and raids to identify persons operating vehicles while intoxicated, hold more frequent in the days of the maximum accident rate – Saturday and Sunday. The target group will be drivers with experience more than 15 years and persons aged 30 to 40 years. Pedestrians should be very careful on Tuesday and Sunday, and also use reflective elements, especially in the dark.
road traffic accident (RTA)
road traffic injuries
mortality rates
emergency medical service
trauma center

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) являются одной из ведущих предотвратимых причин смертности населения [1]. Экономический эффект от гибели пострадавших в ивановской области за 5 лет сопоставим с общими расходами региона на развитие здравоохранения [2]. Территориальный центр медицины катастроф Ивановской области более 10 лет проводит постоянный мониторинг дорожно-транспортного травматизма [3], а также участвует в реализации ряда программных проектов международного [4], федерального [5], регионального уровней [6], направленных на повышение безопасности дорожного движения. В течение последних 10 лет в Ивановской области, благодаря комплексному межсекторальному подходу, удалось значительно снизить показатели травматизма и смертности, оптимизировать систему оказания медицинской помощи на догоспитальном и госпитальном этапах [7, 8, 9, 10, 11, 12, 13], а также определить ведущие факторы риска ДТП, дорожного травматизма и смертности [14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25]. Своевременно и качественно оказанная первая и скорая медицинская помощь пострадавшим (СМП) в ДТП оказывает определенное влияние на показатели смертности пострадавших [26, 27, 28]. К сожалению, уровень мотивации и степень готовности населения к оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП довольно низки [29, 30]. В связи с этим, нами проводится активная работа по подготовке различных категорий граждан к оказанию первой помощи [31, 32], включая сотрудников специальных служб [33, 34, 35], а также анализу работы бригад СМП [36, 37], повышению их квалификации [38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46] и аттестации [47]. К сожалению, показатели смертности пострадавших при ДТП продолжают оставаться недопустимо высокими по сравнению с рядом европейских стран [48] и некоторыми субъектами Российской Федерации [49], что требует проведения всестороннего изучения и анализа проблемы дорожно-транспортного травматизма в регионе.

Цель исследования

Анализ основных характеристик и закономерностей ДТП с пострадавшими и погибшими в Ивановской области в 2015 году.

Материалы и методы исследования

Ретроспективное сплошное исследование показателей ДТП, травматизма и смертности от ДТП в Ивановской области в 2015 году. Использовались методы описательной статистики, сравнительного и математического анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

Ивановская область входит в состав Центрального федерального округа Российской Федерации и граничит с Владимирской, Костромской, Ярославской и Нижегородскими областями. Площадь Ивановской области составляет 21 437 кв. км., численность населения в 2015 году – 1 036 909 человек. Городское население – 81,3 %. В Ивановской области имеется 5244 км автомобильных дорог общего пользования, в т.ч. с твёрдым покрытием – 5017 км., по территории проходит две федеральные автомобильные автодороги М7 «Волга» «Подъезд к г. Иваново» протяженностью 102 км и Р600 «Кострома-Иваново» – 105 км. Плотность населения составляет 48,37 чел. на кв. км., плотность автодорог – 0,24 км на кв. км. В 2015 году на территории Ивановской области произошло 1706 ДТП, в которых пострадало 2304 человека, в т.ч. травмы различной степени тяжести получили 2177 и погибло 127 человек. Смертность от ДТП составила 12,25 на 100 тыс. населения. Относительные показатели дорожно-транспортного травматизма (ДТТ) в Ивановской области в 2015 году составили 222,14 на 100 тыс. населения. Тяжесть последствий (ТП) ДТП (число погибших на 100 пострадавших) – 5,51. Тяжесть ДТП (число пострадавших в 1 ДТП) – 1,35. Следует отметить, что вышеуказанные показатели неравномерно распределяются, как по дням недели (табл. 1) и участникам дорожного движения (табл. 2), так и по видам ДТП (табл. 3).

Таблица 1

Распределение ДТП и пострадавших в них по дням недели

Показатель

Дни недели

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресенье

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

ДТП

267

15,65

212

12,43

198

11,61

234

13,71

275

16,12

279

16,35

241

14,13

пострадавшие

348

15,10

281

12,20

255

11,7

312

13,54

366

15,89

403

17,49

339

14,71

погибшие

22

17,32

18

14,17

8

6,3

11

8,66

18

14,17

19

14,96

31

24,41

раненые

326

14,97

263

12,08

247

11,35

301

13,83

348

15,99

384

17,64

308

14,14

тяжесть ДТП

1,30

1,33

1,29

1,33

1,33

1,44

1,41

ТП

6,32

6,41

3,14

3,53

4,92

4,71

9,41

Таблица 2

Распределение ДТП и пострадавших в них по участникам дорожного движения

 

Участники дорожного движения

 

водитель

пассажир

велосипедист

пешеход

иной участник

Итого

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

абс

ДТП

679

39,80

635

37,22

100

5,86

513

30,07

6

0,35

1706

пострадавшие

752

32,64

891

38,67

101

4,38

543

23,57

17

0,74

2304

погибшие

47

37,00

29

22,84

5

3,94

46

36,22

0

0,00

127

раненые

705

32,38

862

39,60

96

4,41

497

22,83

17

0,78

2177

тяжесть ДТП

1,11

1,40

1,01

1,06

2,83

1,35

ТП

6,25

3,25

4,95

8,47

0

5,51

Таблица 3

Распределение ДТП и пострадавших в них по основным видам ДТП

Показатель

Виды ДТП

столкновение ТС

Опрокидывание ТС

Наезд на стоящее ТС

Наезд на пешехода

Наезд на препятствие

Наезд на велосипедиста

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

ДТП

671

39,33

167

9,79

36

2,11

500

29,31

78

4,57

96

5,63

пострадавшие

1103

47,87

237

10,29

50

2,17

535

23,22

110

4,77

97

4,21

погибшие

38

29,92

18

14,17

5

3,94

45

35,43

15

11,81

5

3,94

раненые

1065

48,92

219

10,06

45

2,07

490

22,51

95

4,36

92

4,23

тяжесть ДТП

1,64

1,42

1,39

1,07

1,41

1,01

ТП

3,45

7,59

10,0

8,41

13,64

5,15

Таблица 4

Распределение ДТП и пострадавших в них, произошедшие в населенных пунктах

Показатель

Населенные пункты

Областной центр

Городские округа

Центры

муниципальных районов

Прочие городские поселения

Центы

сельских поселений

Прочие

сельские

поселения

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

ДТП

802

61,65

84

6,46

270

20,75

79

6,07

5

0,38

61

4,69

пострадавшие

1018

62,26

104

6,36

329

20,12

100

6,12

6

0,37

78

4,77

погибшие

29

49,15

2

3,39

14

23,73

5

8,47

0

0

9

15,25

раненые

989

62,75

102

6,47

315

19,99

95

6,03

6

0,38

69

4,38

тяжесть ДТП

1,27

1,24

1,22

1,27

1,20

1,28

ТП

2,85

1,92

4,26

5,00

0,00

11,54

Таблица 5

Распределение ДТП и пострадавших в них, произошедшие на автомобильных дорогах

Показатель

Автомобильные дороги общего пользования

Федеральные

Региональные

и межрегиональные

местного значения

Итого

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

ДТП

75

18,07

297

71,57

43

10,36

415

100,00

пострадавшие

144

20,87

491

71,16

55

7,97

690

100,0

погибшие

16

22,22

51

70,83

5

6,94

72

100,00

раненые

128

20,71

440

71,20

50

8,09

618

100,00

тяжесть ДТП

1,92

1,65

1,28

1,66

ТП

11,11

10,39

9,09

10,43

Наибольшее число ДТП 16,35 % происходит в субботу, наименьшее в среду – 11,61 %. Травмы в результате ДТП также чаще в субботу – 17,64 % и реже в среду – 11,35 %. Число погибших больше в воскресенье – 24,41 %, а минимально в среду – 6,3 %. Наибольшая тяжесть последствий ДТП в воскресенье – 9,41, наименьшая – в среду – 3,14. Среди участников дорожного движения чаще погибают водители – 37,00 % и пешеходы – 36,22 %, несмертельные травмы чаще получают пассажиры – 39,60 %. Наибольшая ТП ДТП у пешеходов – 8,47, наименьшая – у пассажиров – 3,25. Наиболее часто происходит столкновение транспортных средств (ТС) – 39,33 % и наезд на пешеходов – 29,31 %, при этом ТП наибольшая при наезде на препятствие – 13,64 и наименьшая при столкновениях ТС – 3,45. В городах и населенных пунктах Ивановской области (табл. 4) произошло 1301 ДТП (76,26 %), в которых погибло 59 человек (46,46 %) и травмы различной степени тяжести получили 1576 человек (72,39 %). Тяжесть ДТП составила – 1,26, ТП ДТП – 3,61. В сельских поселениях ТП ДТП значительно выше – 10,71, чем в городских округах – 3,22, и сопоставима с ТП на автомобильных дорогах общего пользования.

Вместе с тем, ТП и число погибших выше при ДТП на автомобильных дорогах общего пользования (табл. 5), где произошло 405 ДТП (23,74 %), в которых погибло 68 человек (53,53 %) и ранения получили 550 человек (25,26 %). При этом на федеральных дорогах произошло 75 ДТП (18,52 %), в которых погибло 16 (23,53 %) и травмы получили 128 человек (23,27 %).

Из 513 ДТП с пешеходами, по вине водителей произошло 294 ДТП (57,31 %), в которых погиб 21 (45,65 %) и получили травмы 300 человек (60,36 %). По вине пешеходов произошло 182 ДТП (35,48 %), в которых погибло 26 (56,52 %) и получили травмы 161 человек (32,49 %). При этом в темное время суток произошло 207 ДТП (40,35 %), в которых погиб 31 (67,39 %) и получили травмы 193 человека (27,97 %). Наиболее тяжелые ДТП с пешеходами происходят во вторник (ТП – 12,50) и воскресенье (ТП – 12,07), наименее тяжелые – в среду (ТП – 2,99). На пешеходных переходах произошло 214 ДТП (41,72 %), в которых погибло 8 (17,39 %) и получили травмы 225 человек (45,27 %). С участием водителей в состоянии опьянения произошло 177 ДТП (10,38 %), в которых погибло 35 (27,56 %) и получили травмы 247 человек (11,36 %). Более половины ДТП с участием водителей в состоянии опьянения происходит в выходные дни: субботу – 26,55 % и воскресенье – 24,93 %, наиболее тяжелые ДТП происходят в пятницу (ТП – 23,33), наименее тяжелые – во вторник (ТП – 0,00). Распределение указанных ДТП по дням недели представлено в табл. 6 и 7.

Таблица 6

Распределение ДТП с наездом на пешехода и пострадавших в них по дням недели

Показатель

Дни недели

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресенье

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

ДТП

88

17,6

79

15,8

60

12,0

76

15,2

78

15,6

64

12,8

55

11,0

пострадавшие

96

18,11

80

15,09

69

13,01

79

14,91

80

15,09

68

12,83

58

10,94

погибшие

9

20,0

10

22,2

2

4,4

5

11,1

7

15,6

5

11,1

7

15,6

раненые

87

17,94

70

14,43

67

13,81

74

15,26

73

15,05

63

12,99

51

10,52

тяжесть ДТП

1,09

1,01

1,15

1,04

1,03

1,06

1,05

ТП

9,38

12,50

2,90

6,33

8,75

7,35

12,07

Таблица 7

Распределение ДТП с участием водителей в состоянии опьянения и пострадавших в них по дням недели

Показатель

Дни недели

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

суббота

воскресенье

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

ДТП

28

15,82

12

6,78

12

6,78

17

9,6

18

10,17

47

26,55

43

24,93

пострадавшие

43

15,25

15

5,32

14

4,96

33

11,70

30

10,64

79

28,01

68

24,11

погибшие

7

20,0

0

0,0

1

2,86

4

11,43

7

20,0

5

14,29

11

31,42

раненые

36

14,57

15

6,07

13

5,26

29

11,74

23

9,31

74

29,96

57

23,08

тяжесть ДТП

1,54

1,25

1,17

1,94

1,67

1,68

1,58

ТП

16,28

0,00

7,14

12,12

23,33

6,33

16,18

Существует мнение, что молодые водители с небольшим стражем вождения до 2 лет совершают значительное количество ДТП. Нами проанализированы показатели аварийности, травматизма и смертности в зависимости от стажа вождения и возраста водителей, взаимосвязь которых отражена в табл. 8 и на рисунке соответственно. Около половины всех ДТП (46,01 %) совершают водители, имеющие стаж вождения более 15 лет. На долю водителей со стажем до 2-х лет приходится 9,94 % ДТП. Наибольший вклад в показатели аварийности вносят водители в возрасте 30-40 лет, они совершают 25,04 % всех ДТП, в которых погибает 19,61 % и получают ранения 23,0 % пострадавших.

Таблица 8

Зависимость ДТП и пострадавших в них от стажа вождения водителей

Стаж вождения

Стаж вождения, лет

Итого

До 2

От 2 до 5

От 5 до 10

От 10 до 15

Свыше 15

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

абс

%

абс

ДТП

137

9,94

203

14,73

248

18,0

156

11,32

634

46,01

1378

пострадавшие

197

10,01

305

15,50

359

18,24

222

11,28

883

44,87

1968

погибшие

7

6,86

25

24,51

12

11,76

11

10,78

47

46,09

102

раненые

192

10,29

280

15,0

347

18,6

211

11,31

836

44,80

1866

тяжесть ДТП

1,44

1,50

1,45

1,42

1,39

1,43

ТП

3,55

8,20

3,34

4,95

5,32

5,18

baz1.wmf

Влияние возраста водителей на ДТП с пострадавшими и погибшими

Из 127 человек, погибших в результате ДТП, 81 человек (63,78 %) скончался на месте ДТП до приезда бригад СМП, 6 человек (4,72 %) умерло на догоспитальном этапе СМП, в т.ч. 4 человека (3,15 %) во время проведения медицинской эвакуации пострадавших с места ДТП в учреждения здравоохранения. В учреждениях здравоохранения умерло 40 пострадавших в ДТП (31,50 %), в т.ч. в травматологический центрах – 35 человек (87,5 % от умерших в ЛПУ). Из 40 пострадавших, умерших в стационарах, 24 человека скончались в течение первых суток (60 %), в течение первых семи суток – 26 человек (65 %). В травматологических центрах I уровня умер 21 человек (52,5 %), в травматологических центрах II уровня – 14 человек (35 %). Следует отметить, что бригадами СМП осуществлено 1561 выезд на место ДТП, из них со временем доезда до 20 минут – 1530 (98,01 %). Среднее время доезда бригад СМП на место ДТП составило 14,3 минут, что на 15,88 % меньше показателя 2010 года (17,0 минут). Из 1396 пострадавших, доставленных бригадами СМП в стационары, было госпитализировано 1142 человека (81,81 %), из них 874 человек (76,53 %) в травматологические центры, в т.ч. I уровня 355 (31,09 %) и II уровня – 518 человек (45,36 %).

Выводы

1. Для снижения показателей дорожно-транспортного травматизма и смертности необходимо сосредоточить усилия на снижении числа ДТП с пешеходами и с водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения.

2. Профилактические мероприятия и рейды по выявлению лиц, управляющими ТС в состоянии опьянения, следует чаще проводить в дни максимальной аварийности – субботу и воскресенье. Целевыми группами будут являться водители со стажем более 15 лет и лица в возрасте от 30 до 40 лет.

3. Пешеходам следует быть максимально осторожными во вторник и воскресенье, а также использовать светоотражающие элементы, особенно в темное время суток.