В настоящее время в нашей стране в рамках основных положений военной реформы и реализации Государственной программы вооружения (ГПВ) на период до 2020 г. приоритетной остается задача оснащения войск высокотехнологичным вооружением и современной военной техникой. Данная задача подразумевает применение последних достижений науки и передовых технических решений, материалов и технологий, что естественно требует подготовки высококвалифицированных специалистов в системе военного образования.
Одним из звеньев системы непрерывного военного образования в нашей стране являются суворовские училища, которые играют роль начальной ступени поэтапной подготовки высококвалифицированных офицерских кадров для Вооруженных Сил России.
Суворовские военные училища – это образовательные учреждения закрытого типа, довузовской начальной военной подготовки Министерства обороны РФ. Главная их особенность это функционирование в жёстко заданных условиях, обусловленных ранней профессионализацией, традициями и нормами военного воспитания. Отличительная особенность суворовских военных училищ является то, что суворовцы находятся в моногенной среде, на полном государственном обеспечении, весь срок обучения, который в данный момент времени определен семью годами (с 5 по 11 класс).
Воспитанники суворовского военного училища – коллектив подростков 10-18 лет, которому свойственны следующие особенности: установленный срок нахождения воспитанника в данном коллективе; относительная моногенность состава коллектива; автономность его существования; четко ограниченное пространство жизнедеятельности.
Образовательный процесс в суворовском военном училище имеет свою специфику. Наряду с общеобразовательной и физической подготовкой, подростки проходят начальную военную подготовку, а также психологическую подготовку к профессиональному самоопределению и руководству военным подразделением; помимо этого, суворовские военные училища готовят не просто выпускника с общим (полным) средним образованием, а будущего офицера, как надежды и опоры Вооруженных Сил РФ; в-третьих, учебно-воспитательная деятельность осуществляется в строго организованных условиях жизнедеятельности, основанных на соблюдении законов воинской жизни.
Особо следует отметить, специфику образовательного пространства суворовского военного училища, обусловленной наличием особых ролевых и социально-психологических отношений между субъектами. Функционально-ролевые отношения характеризуются строго регламентированным деловым общением и взаимодействием, носящие недемократический стиль (общение согласно Уставу внутренней службы ВС РФ). Межличностные отношения между субъектами подразумевают наличие высокого авторитета командира.
Социально-психологическая сторона обучения подростков в военном училище коренным образом изменяется, и характеризуется: ограничением контактов с привычными референтными группами; сменой привычного режима и образа жизни; недемократический характер взаимодействий и отношений; наличие определённого ограниченного социума; преобладание коллективных отношений над личностными; регламент и жёсткий режим и др.
Поступление в суворовское училище является сложным этапом в жизни подростка, обусловленным процессом адаптации, во-первых, к новым условиям жизнедеятельности, во-вторых, переходом в среднее звено, и в-третьих, началом подросткового периода.
Адаптация в суворовском училище – это процесс приспособления воспитанника к новым условиям жизни и обучения, пронизанным законами воинской жизни. Диапазон адаптации подростка зависит от многих факторов, в частности – приятие и неприятие себя, уровня эмоционального комфорта и дискомфорта, напряженности, внутреннего контроля, ведомости и проявления эскапизма, общительности и эмоциональной стабильности, соматических проблем и проблем социализации [Кравченко].
Исходя из всего выше сказанного, следует, что поступление в суворовское училище ставит перед подростком ряд сложных задач, одной из которых является – адаптация. Поэтому именно данное понятие лежит в основе нашего исследования, причем с позиции социально-психологического подхода. Изучаемое нами понятие возникает при изменении привычных социальных условий или при изменении способа взаимодействия индивидуума со средой.
Анализ научной литературы, относительно картины адаптации и адаптационного процесса, позволил выдвинуть на первый план роль личностных психологических аспектов развития, таких как: приятие себя и других, эмоциональный комфорт и дискомфорт, напряженность, внутренний контроль, ведомость, проявления эскапизма и эмоциональная стабильность.
В связи с этим нами было проведено исследование с целью определения показателей социально-психологической адаптации подростков на начальном этапе обучения в суворовском военном училище. Исследование проводилось на базе Федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Екатеринбургское суворовское военное училище» Министерства обороны РФ (ЕкСВУ).
В качестве измерительного материала нами была использована методика диагностики социально-психологической адаптации, разработанная К.Роджерсом и Р.Даймондом (ДПА).
В исследовании приняли участие подростки 1-го учебного курса Екатеринбургского суворовского военного училища. Общее количество испытуемых – 160 человек. Средний возраст – 11 лет.
Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием компьютерных программ STATISTICA 6.0 и MS Excel.
Мы сравнили полученные показатели по нашей выборке с нормативными показателями теста социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (ДПА), с помощью одновыборочного критерия t-Стьюдента. Результаты представлены в таблице.
Значения показателей социально-психологической адаптации суворовцев
Средние по нормам |
Среднее у суворовцев |
t– Стьюдента |
p– уровень значимости |
|
Адаптивность |
119,00 |
143,29 |
11,80** |
0,00 |
Дезадаптивность |
119,00 |
83,53 |
– 9,62** |
0,00 |
Приятие себя |
37,00 |
48,76 |
9,40** |
0,00 |
Неприятие себя |
24,50 |
15,14 |
– 9,63** |
0,00 |
Приятие других |
21,00 |
25,79 |
6,53** |
0,00 |
Неприятие других |
24,50 |
14,61 |
– 15,05** |
0,00 |
Эмоциональный комфорт |
24,50 |
21,34 |
– 4,25** |
0,00 |
Эмоциональный дискомфорт |
24,50 |
15,19 |
– 7,84** |
0,00 |
Внутренний контроль |
45,50 |
52,79 |
6,79** |
0,00 |
Внешний контроль |
31,50 |
16,54 |
– 11,18** |
0,00 |
Ведомость |
21,00 |
17,78 |
– 5,17** |
0,00 |
Эскапизм |
17,50 |
19,88 |
4,26** |
0,00 |
Лживость – |
31,50 |
14,99 |
– 24,72** |
0,00 |
Лживость + |
31,50 |
15,34 |
– 35,78** |
0,00 |
Примечания: ** – различия значимы на уровне 0,01, * – различия значимы на уровне 0,05.
Как мы можем видеть, показатели многих важных переменных социально-психологической адаптации значимо выше у нашей выборки, чем показатели нормы, в частности, такие показатели, как: адаптивность, приятие себя, приятие других, внутренний контроль и эскапизм значимо выше у воспитанников ЕкСВУ, чем нормативные показатели по данным субшкалам. Такие данные свидетельствует, о том, что подростки, поступившие на обучение в суворовское училище, характеризуются более высоким уровнем психологической способности приспосабливаться к изменившимся условиям внешней среды, за счет внутренних психофизиологических резервов организма. Во-первых, это характеризует у них высокую скорость привыкания к новой социальной и профессиональной среде и режиму, во-вторых, высокий уровень усвоения норм жизнедеятельности военного училища и подчинения своего поведения этим нормам.
Также у воспитанников выявлены более высокие показатели приятия себя, что показывает высокий уровень самопризнания и положительного отношения к себе как личности, независимость от внешних оценок. С другой стороны, следует отметить, что высокая степень самопринятия может трансформироваться в элементарную нетребовательность, попустительство, когда человеку «все хорошо» даже в тех случаях, когда с ним совсем не хорошо, поэтому данный показатель необходимо «держать» в средних значениях.
В тоже время, у воспитанников показатели выше нормативных по фактору «приятия других», что соответствует имеющимся в литературе эмпирическим данным психологических исследований касающихся того, что если самоприятие имеет место, то появляется чувство приятия, уважения и ценности других, отношение к себе отражается на отношении к другим. (Роджерс, Э. Фромм).
Вместе с тем, у воспитанников коэффициенты выше нормативных по фактору «внутренний контроль», что свидетельствует о высоком уровне саморегулирования своего поведения, согласования его с принятыми нормами училища и требованиями военной среды. Следует отметить, что данный личностный показатель, как отмечают многие ученые, следует «держать» на среднем уровне т.к высокие показатели данного фактора характеризуют выраженность волевых характеристик личности, что может привести к высокой напряженности и эмоциональному дискомфорту воспитанников.
Также были выявлены высокие показатели по фактору «эскапизм», что свидетельствует о наличии у воспитанников стремления бежать от реальности в мир фантазий. Данное состояние выступает как психологическая защитная реакция подростков на строго регламентированные требования военной среды и увеличение учебной и физической нагрузок, что естественно приводит к повышению напряженности и дискомфорту и как следствие стремление сознания подростков убежать в мир фантазий и иллюзий.
Также в ходе исследования были получены эмпирические данные по таким показателям, как: дезадаптивность, неприятие себя, неприятие других, эмоциональный комфорт и дискомфорт, внешний контроль и ведомость. Коэффициенты по этим факторам у воспитанников суворовского военного училища ниже, чем нормативные показатели, что говорит о невысоком риске возникновения затруднений в приспособлении к новой социальной обстановке военного учреждения.
Также выявлены невысокие показатели неприятия себя, что, с одной стороны говорит, о наличии неприятия себя подростками, а с другой стороны, о не выраженности у суворовцев неприятия себя и склонности к самоосуждению и проявлению эмоционально негативного отношения к себе. В нашем случае, неприятие себя, как и многие отрицательные чувства и эмоции, выполняет защитную функцию и на первом году обучения может выступать в виде неприятие каких-то традиций, требований военной среды и принятых форм взаимодействия и поведения в училище. Такое неприятие связано с различиями в воспитании подростков и поэтому вполне естественно. Тесная связь между неприятием себя и неприятием других, которая подтверждается имеющимися в психологической литературе данными, также находит свое подтверждение в нашем исследовании и выражается низкими показателями неприятия других в сравнении с показателями нормы. Данный факт имеет важное значение, так как выстроенная система ролевых и социально-психологических отношений в суворовском военном основана на преобладании особых ролевых и коллективных взаимоотношений и строгой субординации.
Ниже нормативных показателей получены данные по факторам эмоциональный комфорт и эмоциональный дискомфорт, что говорит нам, о недостаточной удовлетворенности суворовцами окружающей социальной ситуацией, о присутствии состояния неуверенности, беспокойства, тревоги и страха в их поведении, что связано с резко возросшей учебной и физической нагрузкой и строго регламентированными правилами и режимом жизнедеятельности, с которыми им пришлось столкнуться в суворовском училище. Вместе с тем, показатели по фактору эмоциональный дискомфорт также ниже нормативных, что свидетельствует о невысоком уровне тревоги, беспокойства, напряженности, озабоченности и подавленности воспитанников.
Также у воспитанников выявлены коэффициенты ниже нормативных по факторам внешний контроль и ведомость, что свидетельствует о том, что они менее подвержены влиянию окружающего мнения и внешних оценок, самостоятельны и склонны брать на себя ответственность.
Данные эмпирического исследования позволили выявить уровень выраженности основных показателей социально-психологической адаптации воспитанников первого курса суворовского училища, что позволяет более эффективно выстроить систему психологического сопровождения процесса адаптации подростков к условиям военного учреждения, правильно сделать акценты на сильных сторонах личностного адаптационного потенциала воспитанников. Эмпирические данные дают возможность для выстраивания коррекционно-развивающих мероприятий по психологическому сопровождению суворовцев на начальном этапе военного образования.