Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

---
Проведение научных исследований в рамках социологического мониторинга, в частности профессиональной деятельности, затрагивает ряд этических и правовых проблем. В связи с этим, обязательным условием разработки и внедрения методов социологического исследования, проводимых в рамках мониторинга, является проведение этической экспертизы [1]. Цель этической экспертизы - определение соотношения риска и пользы для участников исследования, определение уровня защищенности испытуемых. Объектом защиты выступает испытуемый в единстве его органических, психических и социальных функций.

Наблюдаемый может участвовать или не участвовать в изучаемой деятельности. Изучаемые в рамках исследования письменные источники могут быть публичными (например, основные статистические данные, данные о регистрации автотранспортных средств) или закрытыми (например, медицинские архивы, по которым можно идентифицировать испытуемых). Испытуемые используются не в каждом исследовании поведения человека. Ряд сведений может быть получен, например, на основе документации отдела кадров (с разрешения использования персональных данных).

Необходимость соблюдения этических стандартов при проведении социологических и психологических исследований, в частности в рамках профессионального консультирования и аттестации, широко обсуждается в зарубежной практике. Чтобы предотвратить неправильное использование тестов и обеспечить их защищенность, доступ к ним ограничен (Author,1999). Однако Морленд и др. (Moreland et al.,1999) полагает, что надлежащей практике тестирования способствует проведение соответствующего обучения, а не попытки ограничить доступ к тестам. Зарубежным издателям, публикующим такие методики, не рекомендуют бесплатно раздавать экземпляры тестов или распространять примеры тестовых вопросов, поскольку это может сделать недействительными результаты дальнейшего измерения.

Согласно национальному законодательству, тестирование в целях оценки профессиональной пригодности разрешается только в условиях конкурсного отбора с письменного согласия участников конкурса. При этом предполагается корректный (не ущемляющий прав и достоинства личности обследуемых) способ сообщения обследуемым результатов тестирования. Согласно ст. 85 Трудового кодекса РФ, результаты профессионального психологического исследования попадают под определение «персональных данных работника», под которыми подразумевается «информация, необходимая работодателю в связи с трудовыми отношениями и касающаяся конкретного работника». Защите персональных данных работника посвящена одноименная глава 14 ТК (ст. 85-90), требования которой гарантируют конфиденциальность полученных данных.

Несомненно, основой рассматриваемых охранительных норм являются положения Конституции РФ, в ст. 21 ч. 1 которых прямо указано, что «достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием его умаления». Далее в ст. 23 гарантируется право на «неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени». В ч. 1. ст. 24 гарантируется защита персональных данных - «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются», а в ч. 2. ст. 24 - право на информирование о любых результатах, касающихся личности гражданина: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».

Анализ международного и национального законодательства позволяет сделать вывод о необходимости соблюдение ряда этических норм в рамках социологических исследований:

  • соблюдение принципа добровольного участия, с обязательным информированием о целях, задачах и участниках проводимых мероприятий;
  • соблюдение принципа конфиденциальности, как при выявлении социальнопсихологических детерминант профессиональных деформаций, так и проявлений профессионального несоответствия;
  • объективность проводимых исследований, обусловленную использованием научно обоснованных, апробированных, валидных социологических методов и психологических тестов, а также статистически достоверных результатов социальных опросов.

Список литературы:

  1. Доника А.Д. Интериоризация профессиональной роли врача: социальные, психологические и соматические детерминанты: автореф. ... д-ра соц. наук.. 14.02.05. Волгоград. - 2010. - 48 с.