Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

STUDYING THE HISTORY OF THE FOREIGN POLICY OF THE TIMURID CENTRAL ASIA

Kylychev A.M. 1
1 International University of Kyrgyzstan
As you know, the issues of the history of international relations in Central Asia in the second half of XIV – the beginning of XVI century. in the scientific literature of historical illuminated enough. Ideological situation in Soviet society and science is not conducive to the formulation of such a theme. But, despite this, some issues of diplomacy and foreign policy of Timur and Timurid dynasty is reflected in a number of studies V.V. Barthold, which, as noted by Yu. Jakubowski was not a Marxist, like the vast majority of his contemporaries, coming largely from the philological and historical school of V.R. Rosen. V.V. Bartold in the monograph «Ulugbek and his time», written in 1915, examined the foreign policy of Timur and Timurid dynasty [3].
history
politics
Central Asia

Различные аспекты биографии Эмир Темира и его приемников, в т.ч. и их внешнеполитическая деятельность, освещены в исторических сочинениях, написанных в период господства Тимуридов. Существуют два типа повествовательных источников: первые носят характер официозный, апологетический (произведения носящие характер защиты каких либо взглядов) и отличаются пристрастием и склонностью излагать события в пользу Тимура и Тимуридов. К ним относятся произведения Низамиддина Шами, Гиясиддина Али, Шарафиддина Язди, Фасиха Хавафи, Хафиза Абру, Абдураззока Самарканди.

Ко второй группе относятся книги Ахмада ибн Арабшах, Рюи Ганзалес де Клавихо, Фома Мецопского, Иоганна Шильтбергера.

Во время своего пребывания в Малой Азии, Тимур не только обменивался посольствами с султаном Баязидом (умер в 1403 г.) и искал поддержки на море у Трапезунда и Константинополя, но и ещё вел дипломатическую переписку с правителями более отдалённых государств Западной Европы: с французским королем Карлом VI (1380-1422) из династии Валуа и английским королем Генрихом IV (1399-1413). Изучением этой переписки между Тимуром и Карлом VI впервые занялся видный французский востоковед начала XIX в. Сильвестр де Саси.

В 1928 г. в Бомбее был издан сборник статей иранского востоковеда Мирзы Казвини, среди которых одна статья была посвящена рассмотрению письма Тимура Карлу VI. Главное достоинство этой статьи в том, что автор поместил письмо, тогда как Сильвестер де Саси опубликовал письмо без факсимиле, снабдив его латинским переводом.

Впервые в русской и советской историографии на эти документы обратил внимание в своей известной статье «К вопросу о франко-мусульманских отношениях» академик В.В. Бартольд. Чуть позже к этой теме более обстоятельно подошел один из историков и искусствоведов Средней Азии И.И. Умняков [14]. Русский перевод этих писем были издан в 1969 г. в связи с празднованием 2500-летия основания города Самарканда.

В истории известно, что Тимур приобрел огромную известность в Западной Европе после победы в 1401 г. над Египетским султаном Фараджем и падения Дамаска в том же году. Интерес ко двору Тимура особенно возрос после Анкарской битвы летом 1402 г., в ходе которой был взят в плен Османский султан Баязид I. Эти успехи повсюду возбуждали интерес к личности Тимура. Во время празднества по случаю победы Тимур принял многих послов, присланных к нему с выражением покорности. Среди них были и посланцы Испании. Отпуская последних на родину, Тимур богато одарил их и отправил с ними своего посла по имени Мухаммад Кази.

Дружеское отношение Тимура вызвало со стороны Генриха III ответное посольство «с целью закрепить дружбу, зародившуюся между двумя государями». Посольство возглавил Рюи Гонзалес де Клавихо. Посольство, выехавшее из Испании 21 мая 1403 г. прибыло в Самарканд в самом начале сентября 1404 г. и 8 сентября испанское посольство было принято Тимуром в дворцовом саду Дилкушо.

«Дневник» Клавихо является ценнейшим источником для понимания внешней политики Тимура между периодами 1370 – ноября 1404 г., когда посольство во главе Клавихо покинуло пределы Самарканда.

Приоритетные научные исследования по истории Тимура и Тимуридов были осуществлены европейскими историками и востоковедами, главным образом российскими.

К истории Тимура обратили внимание английский историк Эдуард Гиббон [12], немецкий историк Фридрих Шлоссер, французский историк Леон Каён, немецкий историк М. Брандт и другие, которые освещали завоевательные походы Тимура, в том числе аспекты внешнеполитической деятельности, считали его «великом воином, новым завоевателем мира, законотворцем, военным и политическим стратегом, знатоком тактики, сумевшим объединить различные политические и социальные силы того времени ради достижения своей цели.

Крупнейшим знатоком – исследователем истории Тимура и Тимуридов, в частности некоторых аспектов внешнеполитических связей XIV-XV вв., является русский историк и востоковед, академик В.В. Бартольд. В его трудах – «Тимур» (Тамерлан) [4], «Очерк истории Семиречье» [5], «История Туркестана» (особенно в разделе VI «Темур и Темуриды») [6], «История культурной жизни Туркестана» [7], «Улугбек и его время» [8], «Иран. Исторический обзор» [9], «О погребении Тимура» [10] и некоторых других, охарактеризованы основные вехи дипломатических отношений указанного периода в контексте изучения завоевательных походов Тимура, а также внешняя политика Шахруха, Мираншаха, Улугбека и др.

Большой интерес имеет также исследование А.Ю. Якубовского «Тимур (Опыт краткой характеристики)», опубликованное еще в 1946 г. [15]. По его мнению «русская летописная историография XV-XVI вв. хорошо была осведомлена как о событиях в Золотой Орде XIV-XV вв., политической жизни Средней Азии, связанной с деяниями царя Тимура ХIV-ХV вв. так и об историко-географических представлениях о Ближнем Востоке [16].

А.Ю. Якубовским освещены некоторые вопросы внешней политики государства Тимура и Тимуридов. Он впервые обратился на историю эпохи Тимура еще в 30-х годах XX столетия. В своем труде посвященной истории средневекового города Самарканд он раскрыл главные политические и стратегические цели Эмир Темира. В другой книге написанной совместно с Б.Д. Грековым освещал вопросы взаимоотношений Тимура с Токтомуш-ханом, в частности, дипломатическую переписку и отправку послов в Золотую Орду.

Некоторые вопросы международных связей Тимура нашли освещение в обобщающей работе «История Узбекской ССР», изданной в 1974 г. В книге «Таджики» Б.Г. Гафуров весьма кратко осветил Анкарскую битву летом 1402 г. [11].

Как известно, возвышение власти Токтомуш-хана и активизация внешней политики Золотой Орды привели к конфликту с Тимуром.

Клавихо сообщил, что посланники Токтомуш-хана постоянно находились в Самарканде при дворе Тимура. Защиту северо-восточных границ своей империи Тимур считал своим приоритетом. С 1389 года Тимур начал широкомасштабную войну против войск Токтомуша. Эти вопросы широко освещались в исследованиях многих историков [13].

Известно, что жизни и деяниям Тимура, в том числе его дипломатии, посвящено большое количество документально-исторических повестей.

В книге Бертельса «Новый опыт творческой биографии» содержатся сведения, относящиеся к внешнеполитическим связям Шахруха, отправке посольств в Индию и Китай, имевшие в виду не только торговые отношения, но и культурное общение.

Политика Тимура в Золотой Орде, на Кавказе и на территориях между Днепром и Доном раскрыты в исследованиях Л.Н. Гумилева, автор особый акцент делает на политические взаимоотношения Тимура с Токтомушом.

Известный советский историк А.П. Новосельцев критикуя А.А. Бартольда и А.Ю. Якубовского в идеализации Эмир Темира, тем временем отмечает, что: «При достаточно беспристрастном разборе фактического материала перед нами встает фигура второго Чинги-зхана, крупного военачальника и дипломата, прилагавшего известные усилия для обеспечения благосостояния «коренного улуса», одновременно беззастенчиво грабившего и опустошавшего многие страны».

В статье А. Воробьева освещаются военные походы Тимура, его взаимоотношения с ханами Золотой Орды, мамлюками Египта, султанами Багдада, Османской империи, королями ряда Европейских стран. Он отмечает, что «Тимур умело вел переговоры со всеми, вводя противников в заблуждение, использовал все – от подарков до угроз... Он стремился разбить всех своих противников по одиночке».

Качественно новая фаза в исследовании истории эпохи Тимура и Тимуридов началась после распада СССР и образования независимых республик в Средней Азии, особенно в суверенном Узбекистане.

С 1991 года начали появляться отдельные статьи и книги об Эмир Тимуре. В 1996 г. под эгидой ЮНЕСКО широко отмечалось 660-летие Эмир Тимура. Положительным фактом является то, что в переводе на узбекский и русский языки были изданы ряд рукописей об истории Эмир Тимура: «Зафар-наме» (три одноименные книги авторами которых являются Шараф ад-Дин Али Йезди, Низам ад-Дин Шами, Эмир Темир Курагани) «Аджайиб ал-макфур фи таърихи Таймур (Ибн Арабшах), «Тамерлан: Эпоха, личность, деяния» (сборник статей на русском языке), включающий статьи: «Автобиография Тамерлана», «Дневник похода Тимура в Индию», «История великого Тамерлана», «О Тамерлане», «Повесть о Темир аксаке», «Тамерлан», «Жизнь Тимура», «Характеристика Тимура», «Тимур», «Состояние военного искусства у среднеазиатских народов при Тамерлане», «Походы Тамерлана в Грузию», «Царствование Тимура», «О погребении Тимура», «Подробности смерти Тимура» и другие. Была проведена международная конференция «Эмир Темир и его место в мировой истории» с последующей публикацией материалов.

Коллективом видных ученых Узбекистана Б.А. Ахмедовым, Г.А. Пугаченковой, A.M. Мухаммеджановым, Р.Г. Мукминовой и Б.В. Луниным была издана монография, где наряду с разделами посвященные характеристике письменных источников о Тимуре и его эпохе, политическом положении второй половины XIV – начале XV вв., социально-экономической и культурной жизни, показаны также некоторые вопросы международных связей.

Проблемы изучения со стороны исследователей письменных памятников и переписки, которые вел Эмир Тимур с правителями Италии, Испании, Франции, Англии, Китая и др. подняты в совместной монографии Б.А. Ахмедова, Р.Г. Мукминовой, Г.А. Пугаченковой [1].

Внешнеполитические связи и дипломатия Центральной Азии во второй половине XIV – XVI вв. привлекали к себе внимание и зарубежных исследователей. В своём классическом труде «Сино-Монгольские отношения в правление династии Минг» бельгийский учёный Х. Сервус пристально рассматривает взаимоотношения Китая с Эмиром Тимуром и Тимуридами.

В этом ряду следует отметить работы английского учёного Е.Росса «Тамерлан и Баязед в 1402 году» (Лондон, 1940), американского исследователя Ф.Манца «Возвышение и правление Тамерлана», румынского учёного Александреску Дерга «Кампания Темура в Анатолии в 1400 г.», статьи американского учёного М.Рассаби и работы японских учёных Кадзуо Еноки и Хироши Ватанабе, посвящённых дипломатическим взаимоотношениям Тимура с Китаем эпохи Минг, а также статьи турецкого учёного Зеки Валиди Тогана о западной политике Тимура.

В исследованиях Б.А. Ахмедова освещены некоторые вопросы дипломатии эпохи Тимура и проблемы политических взаимоотношений Мавераннахра с Ок-ордой (кочевыми узбеками Дешти-Кипчака).

В статье Г.А. Хидоятова раскрыты вопросы борьбы Тимура и Токтомушхана, освещено значение победы Тимура над Золотой Ордой для Руси и в сражении при Анкаре против Баязида – для Европы.

Вопросы завоевания Грузии, Армении и Азербайджана Тимуром, в том числе мирные переговоры, прибытие с повиновением к Тимуру правителей Грузии – Эмир Баграта и Ширвана – Эмир Ибрагима, правителя Кумыка – Гобдена и др. освещены в книге азербайджанского историка А. Бакиханова.

В исследовании В.М. Журминского показаны исторические события относящиеся к концу XIV – началу XV в., периода усиливающего политического распада Золотой Орды и утверждения державы Тимура в Мавераннахре. Ярко раскрывается картина политической борьбы Тимура, Токтомуша (золотоордынского хана) и Идиге (хана Ак-Орды).

Проблеме правления Тимура и Тимуридов посвящена также монография таджикского ученого Н. Турсунова «Таърих ва фарханги мардуми Хучанд», изданная в Иране, на персидском языке.

Примечательно, что автор на основе добротного исторического материала, ценных исторических источников, таких как «Зафар-наме» Низам ад-Дина Шами, «Матла ас-саъдайн ва маджма ал-бахрайн» Абдураззака Самарканди, «Мунтахаб ат-таварих» Мухид-дина Натанзи и др., особое внимание обращает на эпоху завоевания Тимура и Тимуридов в Худжанде и его областях. Данная монография имеет большое значение при изучении особенностей развития городской цивилизации с древнейшего периода до нового времени.

Политическое состояние, экономические и социальные вопросы этого периода всесторонне рассмотрены в работах Л.К. Додхудоевой «К истории тимуридского султаната в Герате: некоторые социальные аспекты») управления государством» и в работе Хамза Камол «Темурланг».

Внешняя политика Тимура, связанная с историей падения в Герате государства Куртов (1381) и владения Сарбадеров в Себзаворе (1386) освещены в исследованиях Нурмухаммада Амиршахи.

Таким образом, проделанный краткий историографический обзор состояния и исследования международных отношений Центральной Азии XIV – начала XVI вв. ясно показывает, что на протяжении около трехсот лет сложилась самостоятельная отрасль научных знаний в мировой и отечественной истории, занимавшаяся освещением истории эпохи Тимура и Тимуридов, признанной историками как период Ренессанса Востока.