Документооборот на предприятии играет большую роль в управлении качеством продукции, так как требования к качеству оцениваются по нормам, регламентированным стандартам и техническими условиями, или в соответствии с запросами потребителей через свойства и показатели качества, поэтому критерии качества должны быть зафиксированы документально, а документы должны быть управляемыми. Внедрение документированной процедуры в системе СМК на предприятии является велением времени. Согласно требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 9001 организация должна систематически проверять результативность функционирования документированных процедур в системе СМК [1]. Процесс создания документированной процедуры какого либо процесса, осуществляется всеми стадиями на производстве и достигается через проведение качественных стадий поставок и материалов, принятие на работу квалифицированных сотрудников, хранение и поставки продукции и т.д. Качество документации достигается через применение особых методов и средств и формируется в результате деятельности организации.
Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности. Наиболее приемлемое определение дается в международном стандарте качества ISO 9000: качество – это степень соответствия присущих характеристик требованиям. Есть и другие формулировки сущности качества продукции, например:
– качество продукции – это совокупность свойств и характеристик продукции, обуславливающих пригодность продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением;
– определение качества на основе международного стандарта ISO 8402 как совокупность свойств товаров и услуг, способных удовлетворить потребителя.
При этом достижение высоких технико-экономических показателей разрабатываемой и выпускаемой продукции невозможно без информационного обеспечения процесса управления уровнем качества, совершенствования системы информации в целом, систем информационного поиска, применения новых видов источников информации и способов ее анализа [2, 3].
Документированная процедура организации похожа на жизнь живого организма: документ рождается, живет и умирает (уходя в архив или утилизацию). А поэтому документоведение требует управления. Управление документацией – один из самых сложных аспектов управления качеством. Документация – это управленческий инструмент: она нужна руководителям всех уровней, а также персоналу, участвующему в выполнении порученного процесса. И при возникновении какого-то несоответствия в проведении процесса в документоведении нужно использовать управление несоответствующей продукции (документа), то есть процедуру системы качества, которая дает возможность организации контролировать процесс исправления брака и управлять этим процессом.
Документированная процедура в системе СМК позволяет определить сильные и слабые стороны в работе организации, указывает на наличие тех потенциальных возможностей, которые определяют функционирование и существование предприятия. Она складывается из конкретных процессов, осуществляемых в рамках определенных заданий и позволяет организации решать следующие задачи:
1) подтверждение соответствия деятельности и ее результатов в СМК установленным требованиям;
2) подтверждение выполнения регламентирующих, законодательных, контрактных требований;
3) предотвращение появления проблем, связанных с документами;
4) оценка эффективности функционирующей системы менеджмента качества;
5) установление степени понимания персоналом целей, задач и требований, установленных документами системы менеджмента;
6) обеспечение уверенности руководству и работникам предприятия.
Наличие документированной процедуры в системе СМК на предприятии способствует повышению доверия инвесторов фирмы, дает уверенность в рациональном использовании организацией ресурсов, сохранности активов, оптимизации рисков и прозрачности деятельности.
Для оценки экономической эффективности внедрения СМК на предприятии было проведено прогнозирование скачков на рынке, на основании сделанных расчетов было построено дерево решений [4, 5] и сделан вывод, что целесообразно внедрить СМК.