Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Неотъемлемой частью эстетического воспитания является музыкальное. Музыка – это вид искусства, который отражает действительность в звуковых образах и воплощает в себе творчество композитора, слушателя, исполнителя, оказывает сильное воздействие на человека, глубоко проникает в тонкие душевные пласты его личности. Значение музыки велико, т.к. активизируется слуховое восприятие. В процессе активного, созидательного освоения музыкального искусства раскрывается творческий потенциал ребенка. Музыкальные способности – индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки [7]. В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности называют музыкальной одаренностью.

С точки зрения психологии, творческий процесс – это деятельность человека направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере идей, искусства а так же производства и организации.

Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. Таковы по большей части продукты детского творчества в области рисования, лепки, сочинения стихов и песен.

В своё время, решая проблему начал нового музыкального общего образования, совершая музыковедческое открытие и, одновременно снимая комплекс недооценки возможностей общего отечественного образования, Д.Б. Кабалевский нашёл «ключ» к освоению образно-смыслового содержания мировой музыкальной классики через жанровое (песня, танец, марш) обобщение. В настоящий момент продолжаются поиски новых технологий освоения пространства этой концепции и одна из них связана с процессом, к которому сам Д.Б. Кабалевский, в рамках программы для общеобразовательной школы, относился очень осторожно – это импровизация и сочинение музыки [4].

Б.В. Асафьев подчеркивал в этой связи, прежде всего воспитательную ценность детского творчества, а не самостоятельную художественную [1].

Несостоятельность данного понимания возможности и необходимости творчества всех детей без исключения была доказана экспериментальной деятельностью многих ученых.

Вскрывая природу творческого процесса, Б.Л. Яворский показал, что в развитии творческих способностей есть определенные этапы:

1) накопление впечатлений;

2) спонтанное выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;

3) импровизации двигательные, речевые, музыкальные, иллюстративность в рисовании (преобладание коллективного творчества с единичными случаями индивидуального творчества);

4) создание собственных композиций, являющихся отражением художественного впечатления: литературного, музыкального, изобразительного и пластического;

5) собственно музыкальное творчество (написание песен, маленьких пьес для фортепиано) [8].

В психологии выделяют две формы творчества детей – воспроизводящее творчество и творчество изобретательное.

Следует отметить, что такое деление условно, ибо в искусстве творческом является не только сочинение, но и исполнительство, и восприятие.

Музыкальное мышление ребенка формируется и развивается как интегральная составная часть трех форм практического музицирования: восприятия, исполнения и созидания музыки, в результате взаимодействия этих трех форм.

В настоящее время развитие художественно-творческих способностей детей рассматривается как одна из важнейших задач воспитания, – в занятия музыки вводится импровизация [5].

При этом, с точки зрения опоры на ту или другую сторону музыкального мышления, можно различать три главных направления:

1. Опора на музыкально-эстетическое мышление.

Дети учатся импровизировать, выражая в своем пении различные характеры, настроения, в соответствии с определенным заданием или импульсом. Особенность метода в том, что дети находят выразительные интонации интуитивным путем, без знания нот или пользуются нотами в простейших случаях. У детей появляется интерес к продукту своей деятельности, они учатся оценивать его. Формируется эстетическое отношение к музыке вообще. Однако отстает музыкально-теоретическое мышление детей, и это не может не тормозить их дальнейшее развитие [3].

2. Опора на музыкально-теоретическое мышление.

Дети начинают играть звуками, это их интересует, увлекает. Начинает работать музыкальное мышление, опирающееся на слуховые представления. В этом решающее значение имеют собственные поиски дошкольников.

3. Опора на художественно-образное музыкальное мышление.

В дошкольном возрасте дети импровизируют разнообразные телодвижения к пению, игре на музыкальном инструменте. Характер мелодических и поэтических образов дети выражают сначала в ритмических импровизациях, но в то же время у них формируется ладовая настройка слуха. Позднее создаются мелодии к стихотворениям. Дети находят выразительные интонации, не имея понятия о нотах, звукорядах и т.д. Понятийное мышление детей направляется на разнообразные свойства музыкального исполнения (темп, динамику, артикуляцию) посредством игровой деятельности.

На основании этих психолого-педагогических аспектах развития дошкольников и основаны современные программы по музыкальному воспитанию детей в дошкольных организациях. Рассмотрим некоторые их них, наиболее используемые. В период существования СССР большинство дошкольных учреждений страны работало по программе «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» (авторы: Ветлугина Н.А., Кенеман А.В.), В настоящее время существует множество программ по музыкальному воспитанию дошкольников, руководство каждой дошкольной организации имеет возможность остановить свой выбор на той программе, которая кажется ему наиболее приемлемой для музыкального воспитания и развития детей. Кратко рассмотрим методику музыкального воспитания дошкольников Н.А. Ветлугиной.

Целью методики является развитие у ребенка общей музыкальности. Это достигается через музыкальную деятельность детей. Н.А. Ветлугина выделяет 4 вида деятельности: восприятие музыки, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность. В программе выделены 3 формы занятий – фронтальные (со всей группой), индивидуальные, небольшими группами. В каждой форме занятий должны присутствовать все виды исполнительства: пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Сфера основных видов исполнительства расширяется за счёт включения элементов песенного, игрового, танцевального творчества [2].

В работе с детьми разных возрастных групп решаются одни и те же задачи, которые последовательно усложняются, т.е. при построении программы используется концентрический способ подачи знаний.

Главная задача программы Н.А. Ветлугиной – овладение действиями, навыками и умениями в области восприятия музыки, пения, движения и игры на музыкальных инструментах. Репертуар по слушанию музыки у Н.А. Ветлугиной основан на произведениях композиторов – классиков. Для более полного восприятия произведения детьми автор рекомендует использовать различные наглядные пособия – литературный текст, условные обозначения, карточки, соответствующие характеру пьесы, движению мелодии. Также указывается, что одно и то же произведение необходимо слушать несколько занятий подряд, акцентируя внимание на форме произведения, средствах выразительности, ритме и т.д.

В разделе пение на музыкальных занятиях – предлагается использовать попевки – упражнения, многократное повторение которых развивает мелодический слух и чистоту интонирования. Н.А. Ветлугина считает, что для полноценного восприятия музыки необходимо обучать дошкольников пению по нотам. Методика обучения пению по нотам изложена в «Музыкальном букваре».

Н.А. Ветлугина указывает, что музыкально – ритмические движения помогают детям наиболее полно воспринять музыкальное произведение, музыкальный образ. Подчеркивает важность обучения детей на занятиях выразительным исполнением их движений. Для занятий ритмикой используется, в основном народная музыка и музыка, написанная для детей советскими композиторами.

Для исполнения музыки детским оркестром Н.А. Ветлугина рекомендует использовать произведения, выученные ранее из программы по пению, слушанию или ритмике. В процессе игры на музыкальных инструментах формируются элементарные навыки исполнительства, через которые ребёнок мог бы выразить своё настроение, своё чувствование музыки.

Широкое распространение в дошкольных учреждениях получила методика музыкального воспитания О.П. Радыновой. Эта методика музыкального воспитания дошкольников составлена группой авторов: О.П. Радыновой, А.И. Катинене, М.П. Палавандишвили, под редакцией О.П. Радыновой и получила свое воплощение в программе «Музыкальные шедевры». Коллектив авторов является последователями и учениками Н.А. Ветлугиной, поэтому основные принципы музыкального воспитания детей в этих методиках совпадают. «Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на воспитание музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребёнка». Всего этого можно достигнуть, считает автор, через развитие восприятия музыки [6].

Получение знаний, умений, навыков не должно являться самоцелью. Оно должно способствовать формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей, т.е. элементов музыкально-эстетического сознания. Авторы методики считают и доказывают, что в процессе музыкальной деятельности детей (пение, ритмика, слушание, игра на инструментах) формируются и развиваются основные музыкальные способности детей. Программа выстроена таким образом, что все виды музыкальной деятельности детей тесно взаимосвязаны и взаимодополняют друг друга. Так, произведение, которое дети слушали, автор предлагает оркестровать, а что бы лучше прочувствовать музыку, предлагается выучить танцевальные движения, соответствующие характеру музыки.

При обучении детей игре на музыкальных инструментах подчеркивается, что важно прививать не только навыки игры на инструментах, а научить ребенка чувствовать выразительные возможности каждого инструмента. Такой подход помогает развитию у ребенка тембрального слуха.

Авторы вводят в занятия с детьми такое понятие, как «словарь эмоций», т.е. накопление слов, характеризующих характер, чувства, настроения, переданные в музыке. Прослеживание «чувственной программы» музыкального произведения предполагает умственные операции – сравнение, анализ, синтез. Формирование у ребёнка образного «словаря эмоций» способствует расширению у него представления о чувствах человека, выраженных в музыке, связать их с жизнью именно в процессе использования различных видов музыкальной деятельности. Наличие и использование на занятиях карточек, и других музыкально-дидактических пособий, помогает процессу музыкального обучения и воспитания, т.к. у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное восприятие.

Формы занятий: индивидуальные, по подгруппам, фронтальные. По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические, комплексные.

Таким образом, современные методики музыкального воспитания детей дошкольного возраста основаны на научных достижениях выдающихся отечественных психологов и музыкантов и нацелены на максимальное развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста, формирование у них музыкальных вкусов и становление творческой личности.