Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 2
1
2

Два типа экономических парадигм

В современном мире существуют две противоположные группы идеологических принципов, которые приводят в движение экономику и хозяйство Принципы традиционализма основаны на философии традиционализма, т.е. на приверженности традиционным морально-этическим нормам и вековым устоям бытия, опирающимся на фундаментальные ценности восточных цивилизаций. Ключевыми принципами здесь являются:

а) общинность и коллективизм;

б) общественный долг и служение;

в) принципы солидарности и справедливости;

г) принципы иерархии, авторитета верховной власти.

Западные страны основаны на принципах либерализма. Либеральная доктрина основана на трех ключевых принципах:

1) принцип абсолютного господства частного индивидуума и его частной буржуазной собственности;

2) принцип абсолютной экономической свободы владельцев частной буржуазной собственности;

3) принцип абсолютного государственного невмешательства в хозяйственную деятельность частных лиц, владельцев частной собственности [1, с. 13–46].

Таким образом, существует два типа экономических парадигм, т. е научных и идеологических принципов, которые служат основой

Парадигма – это научный взгляд, концепция, мировоззренческая система. Соответственно этому, выбор принципов хозяйствования – это всегда мировоззренческий выбор, это выбор для страны совершенно определенной идеологической (мировоззренческой) системы, как совокупности взглядов, убеждений и принципов. Национальное хозяйство страны всегда подчинено системе единых (общенациональных) – а) ценностей, б) целей и в) интересов. Выбор экономической модели, таким образом, неизбежно является выбором между –

а) западной, либеральной;

б) традиционной, восточной – системами ценностей, целей и интересов.

Научные принципы в руках политиков превращаются в идеологические принципы, на основе которых разрабатывается социально-экономической политика государства, являясь механизмом реализации государственной идеологии, которая всегда и везде является системой работающих принципов, определяющих механизм функционирования экономики и общества в целом. Именно поэтому государственная идеология и политика в целом являются факторами хозяйственного развития. Принципы государственной идеологии могут ускорять хозяйственное развитие, являясь фактором национально-экономического движения. Однако в основе государственной идеологии могут лежать ложные доктрины, образуя механизм дерегулирования общественного развития.

Ложные доктрины – способствуют дезорганизации общества, ведя его к хаосу. Примером является либеральная доктрина – как система дезорганизующих принципов. Лев Гумилёв называет такие доктрины химерами, т.е. антисистемными идеологиями, враждебными национальной культуре любой данной страны. Их принципы превращаются в организационное оружие, неся в себе мощный разрушительный потенциал. Так, например, Статья 13 Конституции РФ, принятой в декабре 1993 года, запрещает России иметь свою государственную идеологию. Это положение имеет явно антигосударственный характер: запрет на государственную идеологию равносилен запрету на определение своей стратегии, целей и механизмов национального развития.

Таким образом, экономическая теория и наука образуют общетеоретическую и общеметодологическую основу государственной идеологии как системы работающих принципов. Они реализуются в форме социально-экономической политики, через разнообразные механизмы государственного управления всем народным хозяйством. Отсюда понятно, что ошибочные или даже откровенно ложные доктрины и принципы способны нести в себе мощный разрушительный потенциал. Ошибка в теории многократно отзывается на практике, возрастая в геометрической прогрессии и приобретая силу сверхмощного кумулятивного снаряда, разрушающего и выжигающего основные механизмы общественного развития. Система частных взглядов, убеждений и принципов, превращаясь в государственную политику, становится уже системой работающих принципов, определяющих механизм функционирования экономики и общества в целом.

Именно поэтому государственная идеология и политика в целом являются факторами хозяйственного развития. Именно принципы государственной идеологии превращаются в мощные факторы движения национального хозяйства, а современные мировые войны основаны на использовании именно этих факторов, превращая принципы либерализма в мощное информационное оружие, разобщая и дезорганизуя общество, внося в него бациллу вражды.

Государственная идеология как система работающих принципов

Общность целей всегда объединяет людей, придавая их хозяйственно-политической деятельности смысл и целенаправленность. И этими целями всегда являются национальные цели, основанные на системе национальных ценностей. Именно поэтому человек в своей хозяйственной деятельности руководствуется не только и не столько голыми экономическими интересами и мотивами, сколько морально-этическими нормами и традициями, уходящими вглубь веков и имеющими религиозно-нравственное происхождение.

Итак, первичными являются духовные цели и ценности человека, формирующие соответствующие им стереотипы хозяйственного поведения, формы собственности и хозяйственные уклады, основанные на морально-этических нормах и культурно-исторических традициях. Другими словами, смысл хозяйственной деятельности и функционирования экономики определяются смыслом жизни человека, основанным на духовных ценностях. При этом производительные силы данного национального хозяйства включают в себя кроме личных и материально-вещественных факторов также духовные факторы: культура, мораль, традиции, идеология и пр. Таким образом, национальное хозяйство является совокупностью производственных факторов, выступающих в форме не только материальных, но и духовных производительных сил [1].

Идеология вообще это, как известно, – система взглядов, убеждений и принципов, которыми руководствуются в своей жизни люди, отдельные социальные группы, политические объединения и партии. При этом выбор принципов жизнедеятельности и хозяйствования – это всегда мировоззренческий выбор, это выбор для страны совершенно определенной идеологической (мировоззренческой) системы, как совокупности взглядов, убеждений и принципов. Другими словами, выбор экономической модели, таким образом, неизбежно является выбором между –

а) западной, либеральной;

б) традиционной, восточной – системами ценностей, целей и интересов, а национальное хозяйство страны всегда подчинено системе единых ценностей, которые превращаются в руках государства в систему работающих принципов.

Научные принципы в руках политиков превращаются в идеологические принципы, на основе которых разрабатывается социально-экономической политика государства, являясь механизмом реализации государственной идеологии, которая всегда и везде является системой работающих принципов, определяющих механизм функционирования экономики и общества в целом. Именно поэтому государственная идеология и политика в целом являются факторами хозяйственного развития.

Принципы государственной идеологии могут ускорять хозяйственное развитие, являясь фактором национально-экономического движения. Однако в основе государственной идеологии могут лежать также и ложные доктрины, образуя механизм дерегулирования общественного развития. Примером является либеральная доктрина – как система дезорганизующих принципов, которую Лев Гумилёв называл химерами, т.е. антисистемными идеологиями, враждебными национальной культуре любой данной страны [2, с. 49–50]. Их принципы превращаются в организационное оружие, неся в себе мощный разрушительный потенциал. Именно такая идеология господствует в стране все последние 20 лет, являясь основой разрушения национального хозяйства.

Культура и государственная идеология

Фрейбургская школа неокантианства развивала тезис: объяснению мира предшествует выбор этических ценностей. Социальная цель выводится из «идеалов и этических ценностей», а направление политики, в конечном счете, определяется «ценностными установками и идеями» [3, с. 19–20].

При таком подходе экономические законы воспроизводства общества являются уже отражением закономерностей самой жизни. Нация существует как культурно-исторический тип развития только благодаря наличию постоянно действующего механизма воспроизводства фундаментальных ценностей. В результате многовековой хозяйственной практики, основной на традициях и морали данной страны и данной цивилизации, у людей формируются смыслообразующие принципы культуры, а последние выступают в качестве смыслообразующих принципов жизнедеятельности каждого человека и общества в целом. Соответственно, цели и мотивы хозяйственной деятельности формируются моралью, имеют этическое и религиозное измерение [4, с. 481].

Итак, экономика всегда и везде функционирует на основе определенных идеологических и религиозных принципов, которые являются отражением философских доктрин. Однако философия только лишь формулирует, фиксируя теоретически, систему жизненных принципов данного народа, основанных на многовековых устоях и традициях, присущих данной стране как определенному культурно-историческому типу. Она разрабатывает систему базисных ценностей, образующих нравственное основание общества. А уже затем, на основе принципов и постулатов философской доктрины, ученые разрабатывают политические и экономические доктрины, а также соответствующие системы идеологий. Именно поэтому прозападные либеральные реформаторы не ограничились приватизацией, а приступили к массированному изменению путем реформ сферы культуры, включая в первую очередь сферу образования. Конечная цель этого процесса в том, чтобы произвести «эволюционную смену менталитета через школы» и другие соответствующие культурно-образовательные учреждения.

Либеральные реформы, которые завели Россию в экономический тупик, основаны на идеях западного ультралиберализма, а сама модель развития является производной от западных принципов и методов управления. Россия оказалась в глубочайшем кризисе, а наши высшие управленцы не способны предложить радикальные пути выхода из кризиса, т.к. воспитаны на западных идеях, не имея самостоятельного стратегического мышления, следуя во всем своим западным «учителям».

Очевидно, что для выхода из экономического тупика и глубочайшего кризиса, в котором оказалась Россия, требуются радикальные меры, необходимо менять модель национальной экономики и национального хозяйства, которые сегодня называется национальными только лишь по формальным признакам.

Проблема «свободы выбора» государственной идеологии

Выбор идеологии – это мировоззренческий выбор, а значит – выбор системы духовных ценностей и соответствующих принципов жизнедеятельности. Говоря о том, что «всякая мораль есть прафеномен, идея бытия, сделавшаяся законом», что создать мораль, как порождение соответствующей культуры, – невозможно, О. Шпенглер справедливо указывает: «Ни у кого нет свободы выбора… мы не имеем власти над основной этической формой нашего бытия» [4, с. 481]. Речь здесь идет о той «этической форме» нашего духовного бытия, которая фиксируется системообразующим ценностями и принципами, передаваясь от поколения к поколению форме «культурного ядра» как совокупностью вечных, нетленных ценностей.

Суть проблемы здесь заключается в том, что так называемая «свобода выбора» в сфере национальной идеологии относится к категории политических мифов, выполняя функции информационного оружия, лишающего страну стратегии, а значит будущего и – стратегии общенационального развития. А выбор стратегии, опирающейся на государственную (общенациональную) идеологию – это всегда выбор будущего, который, в свою очередь, всегда является мировоззренческим.

Сторонники неолиберализма извратили суть общественного выбора в период горбачевской перестройки, сведя его к ложному выбору – между государственной и частной собственностью. В реальности же вопрос о выборе между частной и государственной собственностью не может стоять.

Речь сегодня должна идти о выборе – между капитализмом и некапиталистическим путем развития, основанным на многоукладности, на коллективных и смешанных формах собственности, на господстве государственного и кооперативно-государственных форм общественного производства. В науке этот путь называют третьим путем развития, утверждающим надклассовый подход или, говоря языком Н. Бердяева, – «сверхклассовую точку зрения» [5, с. 256].

Только такой подход сможет освободить экономику и национальное хозяйство в целом от идеологической диктатуры какого-либо одного господствующего класса.

Речь идет о поиске национальной идеологии развития. Ставя эту проблему в повестку дня в своей речи на Валдае, Президент В.В. Путин указал на необходимость формирования «гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастности к судьбе Родины без потери связи со своими этническими, религиозными корнями» [6].