Согласно Государственному образовательному стандарту [1] врач общей практики (семейный врач) обязан уметь оказывать квалифицированную терапевтическую помощь взрослым и детям при распространенных заболеваниях внутренних органов и первую врачебную помощь при смежных заболеваниях и неотложных состояниях, а так же владеть методами формирования здорового образа жизни семьи и проводить среди населения оздоровительные, профилактические, лечебно-диагностические и реабилитационные мероприятия в амбулаторнополиклинических условиях и на дому. На последипломном стажировании по этой специальности врач должен приобрести знания, умения и практические навыки для самостоятельного выполнения диагностических, лечебных и профилактических мероприятий при лечении хирургических болезней, болезней женских половых органов и молочной железы, инфекционных болезней, туберкулеза, заболеваний нервной системы, психических заболеваний, кожных и венерических болезней, болезней уха, горла, носа, глазных болезней, профессиональных, стоматологических, аллергических и генетических заболеваний. В этой связи показателен, в частности, анализ работы семейных врачей (на примере Тверской области), выявивший, что 94% из них оказывали помощь по офтальмологии, 97% - по отоларингологии, 89% - по инфекционным болезням, 86% - по заболеваниям нервной системы, 82% - по хирургии, 54% - по дерматологии и 21% - по онкологической патологии [2]. Это указывает, во-первых, на то, что первичная медико-санитарная помощь играет ведущую роль в формировании уровня эффективности практического здравоохранения и, во-вторых, что на врачей общей практики ложится большая ответственность за принятие решений в условиях диагностической неопределенности.
Задачи, возложенные на врача общей практики, предполагают высокую степень его профессиональной грамотности, способности нестандартного мышления, корректности и взаимопонимания с пациентами, дисциплинированности, мотивации к самосовершенствованию и, в отличие от врачей узкой специализации, высокой эрудированности в различных областях медицины. Поэтому процесс подготовки специалистов данной профессиональной направленности диктует применение широкого спектра современных инновационных педагогических технологий, усовершенствованных и адаптированных к сегодняшним требованиям общепринятых традиционных педагогических методов и приемов организации учебного процесса на основе междисциплинарной интеграции.
Междисциплинарная интеграция в современном содержании образования является одним из необходимых условий, способствующих не только интенсификации, систематизации, оптимизации учебно-познавательной деятельности студентов, но и органичному целостному развитию личности [3]. Кроме того, она предполагает формирование блока учебного материала по нескольким дисциплинам, обеспечивающего целенаправленное формирование у студентов практических навыков и умений комплексного использования знаний при решении учебных задач [4]. Междисциплинарная интеграция в подготовке семейного врача - это возможность использования студентом всего комплекса достижений дисциплины общей врачебной практики с другими предметами и учебными курсами и выступает средством, которое позволяет обучающим и обучаемым использовать содержание каждой дисциплины для построения соответствующего предметного образа рассматриваемого явления или процесса в целостную картину профессиональной деятельности.
Важным этапом по усовершенствованию интегративных связей между дисциплинами является изучение вопросов в учебных программах смежных дисциплин и выяснение степени тесноты между дисциплинами. В частности, теснота интегративной связи предопределяет необходимость разработки принципов обеспечения преемственности преподавания учебных дисциплин, что выражается в координации рабочих программ и закреплении в междисциплинарных протоколах согласования конкретных интегративных объемов знаний по отдельным предметам.
Другим немаловажным фактором интеграции, влияющим на развитие интеллектуальных способностей у студентов, определяющих индивидуальный способ мышления и способствующих саморазвитию личности, на наш взгляд, является процесс интегративной преемственности в работе научных студенческих кружков взаимодополняющих кафедр и дисциплин, что позволит целенаправленно осуществлять подготовку семейных врачей для практического здравоохранения. Особенно перспективными и заслуживающими внимание в этом направлении являются такие формы обучения в высшей школе, как учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) и научно-исследовательская работа студентов (НИРС).
Одним из факторов междисциплинарной интеграции являются контрольные тестовые задания, которые, по своему содержанию, обеспечивают контроль базисных знаний, полученных при изучении предшествующих дисциплин. В частности, тестовые задания II уровня предполагают реализацию интегративного мышления у студентов на основе знаний материалов учебных программ ранее изучаемых предметов.
На основании вышеизложенного считаем, что междисциплинарная интеграция учебных программ и технологий позволит обеспечить, во-первых, высокий уровень теоретической и практической подготовки врачей общей практики (семейных врачей), их личностных качеств, во-вторых - обеспечит создание оптимального психологического климата как для студентов, так и для преподавателей и, в-третьих - обеспечит экономию сил, средств и времени в процессе обучения.
Список литературы:
- Государственный образовательный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием по специальности 040110 - общая врачебная практика (семейная медицина) // Практическое руководство для врачей общей (семейной) практики / Под ред. акад. РАМН И.Н. Денисова. - М., 2001. - С. 10-144.
- Колбасников С.В., Белова Н.О., Кононова А.Г., Авакова В.Э. Организация службы общей врачебной практики и подготовки врачей общей практики (семейных врачей) в Тверской области // Вестник семейной медицины, 2008, № 7. - С. 112-113.
- Герасимович Е.Е. Междисциплинарная интеграция в современной системе Российского образования / Сб. мат-лов VI окр. конф. молодых ученых «Наука и инновации XXI века». - Сургут: Изд-во СурГУ, 2006. - С. 335-336.
- Исмакаева А.А. Понятие интеграции и его эволюционирование в педагогике. - Челябинск: Изд-во «Образование», 2002. - В. 2. - Ч. 1. - С. 39-43.