В статье представлено обсуждение фрустрационных реакций, которые характерны для условно осужденных лиц склонных к наркотической зависимости. Проанализированы отечественные и зарубежные исследования феномена фрустрации, а также психологические особенности условно осужденных лиц, в частности тех, которые склонны к наркотической зависимости.
Одна из острых проблем современного общества – наличие судимости. Осужденные обычно испытывают фрустрацию – тщетное ожидание, особое эмоциональное состояние, возникающее в случае внутреннего противоречия между потребностью, часто становящейся мотивом, и невозможностью ее удовлетворения. Фрустрация всегда связана с внутренними конфликтами, мотивацией и внешними условиями, влияет на мотивационный процесс, вызывает агрессию, двигательное бесцельное возбуждение, выработку психологических защит, фиксированность на препятствиях, инфантилизацию и примитивизацию поведения, порождает безразличие к своему положению и состоянию. Естественно, что подобные последствия фрустрации у каждого проявляются по-своему, важны личностные особенности [10].
Цель исследования состоит в определении и изучении фрустрационных реакций, характерных для условно осужденных лиц, склонных к наркотической зависимости. Гипотеза – для условно осужденных лиц, склонных к наркотизации, характерны следующие фрустрационные реакции: фиксация на удовлетворении потребностей, высокая социальная фрустрированность и склонность к внешне обвинительной реакции. Выборка – 60 человек: ЭГ – условно осужденные лица, склонные к наркотической зависимости. КГ-1 – условно осужденные лица по статьям 158 (кража) и 161 (грабеж)УК РФ, не склонные к наркотической зависимости. КГ-2 – лица без судимости, не склонные к наркотической зависимости. Возраст испытуемых от 18 до 35 лет. Во всех группах по 20 человек (3 женщины, 17 мужчин).
Исследование проводилось в уголовно-исполнительной инспекции г. Владивостока по Фрунзенскому району в специально оборудованном кабинете психолога, индивидуально для каждого испытуемого, которому предоставлялись тестовые материалы и бланки ответов в присутствии психолога-исследователя и инспектора.
Использовались методики «Диагностика уровня социальной фрустрированности» Л.И. Вассермана и «Исследование фрустрационных реакций» С. Розенцвейга; опросник «Определение уровня фрустрации» В.В. Бойко.
Фрустрация – психологическое состояние, выражающееся в характерных переживаниях и поведении, вызываемое объективно непреодолимыми (субъективно воспринимаемыми как непреодолимые) трудностями на пути к достижению поставленной цели; может проявляться в чувстве безысходности, гнетущем напряжении, тревожности; «сужении» сознания, когда почти все внимание сосредоточено именно на неудовлетворенной потребности, когда восприятие действительности резко искажено [8].
Василюк Ф.Е. определил фрустрацию через утрату, во-первых, контроля со стороны воли, во-вторых, «мотиво-сообразности» поведения («потеря терпения и надежды»). Б.И. Хасан – через содержательное основание конфликта [6]. По Н.Д. Левитову фрустрация – результат таких условий, при которых ожидаемая реакция или предупреждается, или затормаживается [5]. Уровень фрустрации зависит от силы, интенсивности фрустратора; функционального состояния человека; сложившихся при становлении личности устойчивых форм эмоционального реагирования на жизненные трудности – агрессии и отступления [3].
Исследователи отмечают, что большая часть лиц, совершивших криминальные деяния, имеют представления о ценностях и нормах морали, но не всегда действуют в согласовании с этими представлениями. Они стараются оправдать свои антиобщественные поступки. Их ценностная система деформирована [7].
Как показывают исследователи, ценностные ориентации юных людей недостаточно устойчивы и испытывают огромную зависимость от внешних причин, социальных конфигураций [1, 9].
В психологии предпринимаются попытки построения «специфического профиля» личности, предрасположенной к употреблению наркотических веществ. Считается, что наиболее уязвимым является подростковый и юношеский возраст, характеризующийся как кризисный как со стороны физиологии, так и социальных факторов [2]. Проблемы в общении, нестабильность самооценки, само-неорганизованность, высокая подверженность стрессам, высокая степень склонности к различным экспериментам – все это является фоном, повышающим вероятность употребления психоактивных веществ [4]. Часто наркоманы воспитываются в неполных семьях, что подталкивает человека к участию в асоциальных компаниях, особенно при некоторых типах акцентуаций характера [6].
Для определения уровня фрустрации у испытуемых взята методика «Определение уровня фрустрации» Бойко, результаты представлены на рис. 1.
Рис. 1. Сравнение значений уровня фрустрации
На рис. 1 мы видим, что условно-осужденные испытуемые более предрасположены испытывать состояние фрустрации, чем испытуемые без наркотической зависимости и без судимости, потому что на время условного срока они ограничены в своих возможностях, а, следовательно, и потребностях. У этих испытуемых постепенно закрепляется заниженная самооценка и негативные переживания, связанные с их будущим. Если такая тревога длится долго, это может привести к стрессу, а в итоге к эмоциональному срыву. Особенно ярко фрустрация выражена в ЭГ, то есть у условно осужденных лиц, склонных к наркотической зависимости, что говорит о том, что они сильнее всех подвержены переживанию фрустрации и склонны к неадекватной реакции на фрустрирующую ситуацию. Самый низкий уровень фрустрации наблюдается у КГ-2, то есть у испытуемых, не имеющих судимости и наркотической зависимости, что подтверждает влияние наличия судимости, особенно в совокупности с наркотической зависимостью, на склонность к переживанию фрустрации.
Для оценки социального благополучия, в том числе социальной составляющей качества жизни, использована методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л.И. Вассермана, результаты представлены на рис. 2.
Рис. 2. Сравнение уровней социальной фрустрированности
На рис. 2 можно наблюдать, что у условно-осужденных испытуемых, склонных к наркотической зависимости, повышен уровень социальной фрустрированности или даже очень высок, что говорит о высокой степени неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности, таких как социальный статус (образование, уровень профессиональной подготовки, сфера профессиональной деятельности, работа в целом), социально-экономическим положением (материальным положением, жилищно-бытовыми условиями и т.п.), взаимоотношениями с родными и близкими, о тревожности, переживании стресса. У лиц не судимых, уровень социальной фрустрированности пониженный, умеренный или низкий, что может говорить об обратном – об удовлетворении жизнью. У испытуемых условно-осужденных, но не склонных к наркотизации, уровень социальной фрустрированности умеренный или неопределенный. Исходя из полученных данных, можно предполагать что, наличие условной судимости влияет на уровень социальной фрустрированности испытуемого, а сопутствующая наркотическая зависимость повышает его еще выше.
Для определения уровня фрустрации применена методика «Исследование фрустрационных реакций» С. Розенцвейга, результаты представлены в таблице.
Исследование фрустрационных реакций С. Розенцвейга
GCR в экспериментальной группе |
GCR в контрольной группе |
|
2 |
1 |
|
11,7 |
11,8 |
11,7 |
Показатель GCR (КГА), полученный с помощью исследования групповой конформности, позволяет судить об «индивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению». В трех группах этот показатель примерно одинаков и приближен к норме.
Определение и анализ образцов по методике «Исследования фрустрационных реакций С. Розенцвейга» показал, что по направленности реакций в экспериментальной группе преобладают внешне обвинительные реакции. В КГ-2 преобладают внешне-обвинительные и само-обвинительные реакции. В КГ-1 преобладают само-обвинительные реакции.
По типу реакций в экспериментальной группе преобладает необходимостно-упорствующий тип реакций. В КГ-2 преобладает эго-защитный тип реакций. В КГ-1 преобладает препятственно-доминантный тип реакций.
Для статистической обработки данных был использован U-критерий Манна-Уитни, по итогам которой можно сделать вывод о том, что различия между ЭГ и КГ-2 по уровню социальной фрустрированности, достоверны, то есть для испытуемых, склонных к наркотической зависимости, характерен высокий уровень социальной фрустрированности.
Анализ данных показал, что гипотеза о том, что для условно осужденных лиц, склонных к наркотизации, характерны следующие фрустрационные реакции: фиксация на удовлетворении потребностей, высокая социальная фрустрированность и склонность к внешне обвинительной реакции, подтвердилась. Можно предполагать, что приобретение судимости, особенно в сочетании со склонностью к наркотической зависимости, повышает у человека уровень фрустрированности, негативно влияет на его психологические особенности, искажает ценностные ориентации, следовательно, негативно влияет на его мышление и поведение в целом, на образ жизни.
На основе полученных диагностических данных, психологом предприняты меры по оказанию психологической помощи условно осужденным лицам, склонным к наркотической зависимости, что, возможно, поспособствует предупреждению рецидива.