Формирование профессиональных качеств будущих менеджеров должно начинаться с первого курса и пронизывать все учебные предметы, а не только спецдисциплины, так как профессиональная деятельность носит интегративный, межпредметный характер. Особая роль здесь принадлежит математике. Математика является не только мощным средством решения прикладных задач и универсальным языком науки, но также элементом общей культуры. Поэтому математическое образование мы считаем важной составляющей профессиональной подготовки менеджеров. Однако в учебном процессе менеджеров математика занимает двойственное положение. С одной стороны, это общеобразовательная дисциплина: знания, полученные по математике, являются основой для изучения других общеобразовательных, также специальных дисциплин. С другой стороны, математика не является профилирующей дисциплиной для менеджеров, и студенты на младших курсах воспринимают её как некую абстрактную дисциплину, изучение которой не влияет на уровень компетентности будущего специалиста.
Таким образом, процесс обучения математике следует строить с учетом естественных связей получаемых математических знаний с будущей профессией. Не вызывает сомнения, что формирование профессиональных качеств требует таких форм и методов обучения математике, в которых эти качества могли бы постоянно проявляться, формироваться, совершенствоваться. Для реализации актуальных требований сегодняшнего образования разрабатываются новые системы и стратегии обучения, одной из которых является интерактивное обучение.
Отметим, что термин «интерактивность» приобретает в наши дни особое значение, например, для описания контактов человека и новых информационных систем, для описания приемов, методов и технологий, тем или иным путем связанных с взаимодействием, для характеристики методов обучения. Под интерактивным обучением мы понимаем - обучение, построенное на взаимодействии студента с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта. (И.Г. Долинина) Выделяют следующие виды взаимодействий: субъектов образовательного процесса с учебным материалом; преподавателя со студентом; студента со студентом.
В результате информатизации образования расширились возможности организации взаимодействия субъектов образовательного процесса с учебным материалом. Сегодня учебный материал для студентов можно представить в виде электронного учебника, электронного справочника, обучающий программы, интерактивного плаката и т. д. А с использованием интерактивной доски, персонального компьютера, мультимедиа-проектора можно организовать учебную деятельность, как на занятие, так и индивидуальную самостоятельную работу. Основной целью применения данного оборудования на занятии является достижение более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение «погружения» в конкретную учебную среду.
Появление в образовательной индустрии интерактивной доски способствует созданию наглядно-дидактических пособий нового поколения - интерактивных электронных плакатов. По сравнению с обычными полиграфическими аналогами, интерактивные электронные плакаты являются современным многофункциональным средством обучения и предоставляют более широкие возможности для организации учебного процесса.
Эффективность использования интерактивного плаката на занятии целиком зависит от фантазии, профессионального опыта и собственных методических наработок педагога.
Плакат (нем. Plakat), вид графики, броское изображение на крупном листе с кратким пояснительным текстом, выполняемое в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.
Интерактивный плакат цифровое средство наглядности представления дидактического материала с помощью интерактивных элементов взаимодействующих в режиме диалога.
Каждый плакат имеет три цветовых зоны: 1. Название плаката; 2. Основные теоретические положения темы; 3. Прикладная направленность (с учетом будущих профессиональных интересов).
В каждом плакате содержатся разнообразные по типу, специально подобранные, логически связанные и удобно структурированные интерактивные наглядные материалы для изучения конкретной темы. Анимации, интерактивные рисунки, 3D модели, фото, интерактивные подписи и др. Интерактивные плакаты применяются как при работе преподавателя у доски с аудиторией, так и студентов при подготовке к занятиям, при выполнении домашней работы, при ответе у доски в качестве справочника.
Функциональные особенности интерактивных плакатов:
- Включение и выключение подписей, др. текстов, закрытие содержимого экрана с регулировкой «прозрачности» - для работы с маркером.
- Особые, удобные для фронтальной работы режимы работы видео - с остановками или без, с комментариями или без.
- Удобная организация материала, которая по сути - опорный конспект всей темы.
- Возможность менять сложность задач,«включая» и «выключая» пояснительные рисунки.
- Возможность делать заметки, подписи и рисунки поверх учебного материала с изменением яркости изображения или полного его скрытия.
- Виртуальная доска.
- Удобная навигация, быстрый вызов на экран того или иного элемента.
В каждый плакат включены иллюстрированные опорные конспекты, качественный графический материал и четко выверенные смысловые и предметные связи между отдельными элементами плаката, что позволяет сформировать целостную картину изучаемой темы, помимо основного теоретического материала, содержатся дополнительные материалы, которые иллюстрируют связь изучаемой темы с будущей профессиональной деятельностью.
Итак, использование интерактивных средств обучения на занятиях математики в вузе дает возможность:
- Повысить у студентов интерес к предмету;
- Подготовить к самостоятельному усвоению материала;
- Овладеть конкретными знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
- Интеллектуально развивать студентов;
- Подготовить к самостоятельному усвоению общеобразовательных дисциплин;
- Расширить виды совместной работы студентов, обеспечивающей получение ими коммуникативного опыта;
- Повысить многообразие видов и форм организации деятельности обучаемых.