Воспитание гражданина - одна из трудно решаемых задач современных высших учебных заведений. Условия, при которых эффективность гражданского воспитания возрастёт, создаются как внутри самого заведения, так и в его окружении. Особое внимание в этой работе следует уделять формированию гражданской позиции студентов, ещё до их поступления в высшее учебное заведение путём влияния школы и семьи, школьных детских организаций «Лидер», школьной психологической службы, всего родительского сообщества. Патриотическое воспитание должно сочетаться с воспитанием интернациональным в учебной, и вне учебной деятельности.
Педагогика, как известно, имеет свои корни в философии и психологии, поэтому обратимся к психологии, где мышление рассматривается как процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщённым и опосредованным отражением действительности [3].
Наполнение педагогического процесса воспитательными мероприятиями, как правило, происходит с помощью разнообразных форм и методов воспитательного направления. В целом такие воспитательные подходы к ребёнку осуществимы в рамках - антропосоциогражданственной, образовательной технологии и соответствуют общей гуманистической парадигме, имеющей глубокие корни в народной педагогике, которая достаточно правильно и полно формирует у молодёжи убеждения о добре и зле, социальном поведении.
Многие современные педагогические технологии имеют достаточное количество сходных сторон, по которым можно их классифицировать. Алгоритм классификации педагогических технологий предложен Г.К. Селевко, опираясь на его рекомендации, мы классифицировали новую образовательную технологию.
По сущностным и инструментально значимым свойствам антропосоциогражданственная образовательная технология предусматривает целевую ориентацию на всестороннее развитие личности учащихся. С целью получения искомого результата в ней используются общепедагогические методики. Следовательно, уровень применения педагогических методик выделяется как - общепедагогический.
Известно, что в любой педагогической технологии всегда присутствует замысел автора, его философская позиция. Ещё в начале XX века Н.Г. Дебольский говорил, что: «Философия есть наука мышления не только потому, что она действует исключительно при помощи мышления, но и потому, что в ней мышление имеет полный ничем не ограниченный простор. Философия ведёт туда, куда ведёт её мысль, не стесняясь никакими иными посторонними для требований мысли соображениями» [1].
Учитывая тот факт, что деятельность любой школы осуществляется в современных условиях, где рынок образовательных услуг нестабилен и находится в постоянном, хаотичном движении. Учитывая и то, что Россия по своему составу - многонациональная страна, то в школе обучаются представители разных национальностей - поэтому философскую основу образовательного процесса, рассматриваемой технологии можно принять как - приспосабливающуюся.
Содержательная структура любого инновационного процесса нуждается в создании и освоении новых направлений в организации учебно-воспитательного процесса, которые опираются на конкретные методы, приёмы, формы и средства новой технологии. В качестве примера мы взяли Анастастасиевскую среднюю школу, Матвеево-Курганского района Ростовской области, в которой с 2004 года применяется, описываемая технология. В основе технологии находится воспитание, в которое заложен приоритет интересов и потребностей ребёнка, который формулирует решение основной педагогической задачи путём создания условий для всестороннего развития детей, в целом это отвечает требованиям философии педоцентризма. Однако в отличие от основателей этого направления в педагогике: Ж.Ж. Руссо, О. Декроли, А. Ферьерома, Р. Кузине, Дж. Дьюи и др., в рассматриваемой нами технологии существенно выделяется человеческая мудрость, которая направлена на исследование духовных ценностей, даёт ответы на вопросы о смысле и целях жизни, что по своему содержанию приближается к антропософии. Антропосоциогражданственная образовательная технология имеет чётко ориентированное направление на личностные структуры, проявляющиеся в процессе обучения. Основным является - информационно - эвристическое направление, активным применением в нём пользуются способы умственных действий, при этом формируются: знания, умения, навыки; развивается действенно практическая сфера и самоуправляющий механизм личности; путём развития творческих способностей происходит увеличение сферы эстетических и нравственных качеств личности.
Каждый компонент классификационной характеристики имеет своё строение. Так, характер содержания обучения формулируется как: - обучающее-воспитательный, глубоко проникающий. Основа содержания обучения заключается: в доступности использования всех образовательных программ, в специфике месторасположения школы, а также в востребованности полученных знаний социумом, в котором выпускникам необходимо пройти адаптацию. Полученные знания, при этом, не должны отставать от декларируемых, органами центрального аппарата образования.
Антропосоциогражданственная образовательная технология содержит в себе источники, обеспечивающие нормальное психическое развитие учащихся. Определим их как основной фактор развития, ибо в основе находится социальный опыт, который не отделен от внешней среды, он накапливается педагогическим коллективом в тесной взаимосвязи с родительской общественностью, плюс - жизнедеятельность самой школы, которая имеет свою историческую составляющую. Разумеется, что первой частью основного фактора развития будет - социогенная. Вторая, не менее важная часть - психогенная, здесь результат развития определяется за счёт самой личности учащегося, с опорой на его предшествующий опыт и первые задатки самосовершенствования, которые формируются с помощью психологической службы школы ещё в период предшкольного обучения. Таким образом, основной фактор психического развития личности можно определить как - социогенный + психогенный.
Построение обучения, в рамках нашей технологии, исходит из необходимости, при которой важнейшим средством усвоения знаний является собственная деятельность ученика. Деятельность специально организуется и управляется педагогами в системе малых групп, а также индивидуально, с опорой на возрастные и индивидуальные особенности. Следовательно, основой управления познавательной деятельностью является: тип управления познавательной деятельностью - система малых групп + индивидуальная.
Г.К. Селевко считает, что процесс обучения в любом образовательном учреждении реализуется через организационные формы, которые выполняют интегративную роль, обеспечивая объединение и взаимодействие всех его компонентов [4].
Продолжая мысль Г.К. Селевко, мы считаем, что в школе нужно использовать традиционную клубную форму работы, ибо она наиболее практична в любой школе, состав клуба формируется по интересам, в него входят учащиеся разного возраста. Продолжая обучение в высшем учебном заведении, школьники имеющие опыт клубной работы эффективней адаптируются к новым условиям обучения. Разумеется, классно-урочная система, разработанная в XVII в. Я.А. Коменским, в нашей школе не отменяется, но наряду с ней широко используются групповые и индивидуальные формы обучения. Таким образом, организационные формы обучения имеют следующие виды: - классноурочная, клубная, групповая + индивидуальная, альтернативная.
Согласно определению, приведённому С.М. Вишняковой, метод - это способ достижения определённой цели, совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения действительности [2].
Методы обучения и методические приёмы имеют между собой тесную связь, что предопределяет их взаимозаменяемость. В одном случае метод может выступать как самостоятельная часть педагогической задачи, в другом - как приём, имеющий частное значение. Отечественная педагогика представлена в работах многих практиков и исследователей, которые разрабатывали и предлагали ряд прогрессивных методов обучения: В.И. Андреев, Б.К. Мальбахов, Ж.Б. Санжиев, Л.П. Талышева, А.П. Ходырев, А.Л. Курбатова, В.Б. Головяшкин, В.З. Лундин, Ш.Г. Сайбединов, М. Левина, М.И. Махмутова, Т.И. Шамова и др.
В рассматриваемой антропосоциогражданственной образовательной технологии преобладающим методом подачи учебного материала является - объяснительно-иллюстративный, игровой + творческий. В совокупности приёмы, входящие в метод подачи учебного материала, представляют вполне завершённую систему общедидактических методов обучения.
Поскольку антропосоциогражданственная образовательная технология, акцентирует внимание на развитии личности, то вполне закономерно приоритетное направление модернизации межличностных отношений - природосообразное + культуросообразное. В отечественной педагогике культуросообразное направление в воспитании, первоначально разрабатывали С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский и др. В современных условиях принцип культуросообразности имеет в своей основе общечеловеческие ценности. Если общечеловеческие ценности переплести особенностями этнических культур, при этом учесть исторически сложившиеся традиции и нормы поведения в конкретном социуме, то можно получить в результате богатейшую возможность для творческого формирования воспитательных мероприятий в образовательном пространстве.
Относительно категорий обучающихся в школе: все дети, обращающиеся в школу, принимаются к обучению. То есть, категория лиц, обучающихся в школе - все категории.
Структура антропосоциогражданственной образовательной технологии показывает, что она в максимальной степени связана с учебно-воспитательным процессом - деятельностью учителя, ученика и родителя, структурой, средствами, методами и формами.
Гностический характер технологии несёт в себе: познание педагогом целей обучения и воспитания, содержания предмета преподавания; изучение педагогом самого себя и учащихся, принципов и технологий проведения, обучающих и воспитывающих занятий; предполагает также набор операций по развитию и анализу эффективности деятельности. Этот набор очень важен на этапе познания педагогической деятельности и совершенствуется педагогическим коллективом при погружении в технологию.
Сегодня педагогические идеи являются источником новой, рождающейся парадигмы образования XXI века, целью которого будет свободный творческий человек.
Говоря о антропосоциогражданственной образовательной технологии, можно отметить, что она начинает применяться уже при формировании готовности к школе. На первом этапе руководитель образовательного учреждения создаёт условия, а педагоги и психолог, диагностируя готовность к школе семьи будущего школьника и самого будущего школьника, начинают применять технологию по формированию её готовности.
Известно, что педагогическому творчеству способствует наличие некоторых личностных качеств. Исследователи причин и механизмов целенаправленного поведения человека утверждают, что творческая личность характеризуется самомотивацией. В высшем учебном заведении, чаще всего, весь процесс обучения построен на системе поощрений нетворческих студентов, так как многие традиционные задания абсолютно не требуют проявления творчества. Творческие же люди сами себя поощряют и находят удовольствие в самом процессе творчества. Учащиеся, прошедшие обучение в рамках антропосоциогражданственной образовательной технологии, получают несравненный опыт, который затем с успехом реализуют в высшем учебном заведении.
Список литературы:
- Вараксин В.Н. Формирование пололичностного воображения подростков в условиях ситуационной среды и социального окружения. // Вестник таганрогского государственного института. Гуманитарные науки. Таганрог, 2008.
- Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. - М.: 1999.
- Гретченко Г.Н. Начальная школа. Приёмы и формы работы над словарём на уроках русского языка. // Практические советы учителю. - №12. - Ростов н/Д-.: 2004.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: 1998.