Рецензенты: Погребова Н.Б., кандидат педагогических наук, первый проректор СКИРО ПК И ПРО, Малашихина И.А., доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой коррекционной педагогики СКФУ, Таранова Е.В., кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Ставропольского Аграрного университета.
СОДЕРЖАНИЕ.
ПРЕДИСЛОВИЕ.
I. Ретроспективный анализ развития дошкольного образования в Российской Федерации и Ставропольском крае.
1.1. История открытия первых детских садов в России и в Ставропольском крае.
1.2. Социально-педагогические основы развития социалистической системы общественного дошкольного воспитания.
1.3. Взаимосвязь теории и практики – необходимое условие развития дошкольного образования.
1.4. Становление общественного дошкольного образования за рубежом.
1.5. Система дошкольного образования в постперестроечный период.
1.6. Вариативные формы российского и регионального дошкольного образования в период модернизации 2011-2013 годов.
II. Особенности становления, функционирования и развития муниципальных систем дошкольного образования в районах и городах Ставропольского края.
2.1. История развития дошкольного образования в Арзгирском районе.
2.2. История развития дошкольного образования в городе Георгиевске.
2.3. История становления и развития дошкольного воспитания в Грачевском районе.
2.4. История становления и развития дошкольного воспитания в городе-курорте Железноводске.
2.5. Детские сады Новоалександровского района: проблемы, опыт, результат.
2.6. Последовательность открытия детских садов в Советском районе.
2.7. История развития дошкольного образования в Труновском районе.
2.8. Развитие дошкольного образования и организация методической работы в Андроповском районе.
2.9. История развития дошкольного образования в Георгиевском районе.
2.10. История и перспективы развития дошкольного воспитания в городе Ессентуки.
2.11. История развития дошкольного образования в Левокумском районе.
2.12. История развития дошкольного образования в Пятигорске.
2.13. Краткая история развития дошкольного образования в Ставрополе.
2.14. Маяки дошкольного образования – руководители ДОУ Ставропольского края : Изобильный, Зеленокумск, Буденновск.
III. Генезис региональной системы повышения квалификации дошкольных работников.
3.1. История открытия института усовершенствования учителей и кабинета дошкольного воспитания в крае.
3.2. Технологические характеристики курсового обучения педагогов разных категорий дошкольного профиля.
3.3. Открытие кафедры дошкольного образования в рамках института повышения квалификации работников образования.
3.4. Интерактивные образовательные технологии в ИПК, как фактор повышения качества переподготовки и повышения квалификации.
3.5. Развитие информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании Ставропольского края.
3.6. Организация работы дошкольных работников в рамках федеральных экспериментов 2007–2012 годов.
IV. Становление опытно-экспериментальной работы в дошкольных образовательных учреждениях.
4.1. История возникновения инновационного движения на Ставрополье.
4.2. Открытие городских и районных экспериментальных площадок.
4.3. Участие дошкольных организаций Ставрополья в федеральных экспериментах: опыт научной работы и результаты.
Российское дошкольное образование в 2013 году отмечает юбилей – 150 лет со дня открытия первого детского сада в России в Санкт-Петербурге (1863 г.). Это послужило поводом для анализа состояния дошкольного образования на Ставрополье. В монографии дан краткий ретроспективный анализ развития дошкольного образования в России, за рубежом и в Ставропольском крае. Наряду с описанием истории появления сети дошкольного образования в России и крае – от первых детских садов до современной модели муниципальной системы дошкольного образования, особое внимание уделено генезису региональной системы повышения квалификации дошкольных работников разных категорий. История развития опытно-экспериментальной работы городских, районных и краевых площадок – неотъемлемая часть модернизации системы дошкольного образования, отражает проблемы и результаты исследовательской работы педагогов дошкольного профиля, в том числе, и федеральных экспериментов, проводимых на территории Ставропольского края. В данной монографии отражена история дошкольного образования только в половине районов и городов Ставропольского края. Продолжением станет вторая часть, которая продолжит концептуальный анализ и событийный календарь наиболее важных событий дошкольного мира Ставрополья.
Монография включает модели дошкольного образования Ставропольского края, разработанные автором в процессе федеральных экспериментов 2008–2012 года и событийный календарь наиболее важных событий в области дошкольного регионального образования.
Материалы монографии широко используются всеми категориями дошкольных работников – от руководителей до воспитателей, преподавателями вузов, где имеются кафедры дошкольного образования – СГПИ, СКФУ в Ставрополе, а также работниками института развития образования Ставропольского края.