Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1 1
1

Рисунки учеников художественного отделения ДШИ Красносельского района Санкт-Петербурга.

Аннотируемое пособие для начинающих музыкантов в формате Edutainment рекомендовано Московской государственной консерваторией имени П.И. Чайковского для использования в педагогической практике ДШИ и ДМШ.

Данное интерактивное мультимедийное электронное учебное пособие для обучения игре на фортепиано в формате приложений для планшетов операционной системы Android. Учебный материал соединяет образовательные и развлекательные элементы в обучении, что называется «эдьютейнмент» – обучение через развлечение, в игровой форме, что позволяет вовлечь ребенка в учебный процесс и подготовить к восприятию учебной информации.

Увлекательное, эмоциональное познание мира – на этом основывается направление в образовании, которое называется «эдьютейнмент», в отличие от механического запоминания, которое делает обучение скучным. Слово EDUTAINMENT получено при слиянии двух английских слов: education – обучение и entertainment – развлечение. В основу нашей работы взято определение понятия «эдьютейнмент» как «цифровой контент, соединяющий образовательные и развлекательные элементы» [1, с. 265]. Цифровой контент – это мультимедийный продукт, созданный при помощи цифровых технологий и представленный в цифровом формате.

«Когда занятия проходят в игровой, интерактивной форме, мы испытываем удовольствие и наш мозг переходит на новый уровень восприятия информации» – к такому выводу пришли исследователи New Media Institute в Нью-Йорке [6].

Для разработки мультимедийных интерактивных пособий, мы стремимся использовать достижения в области когнитивной науки, методы сжатия информации и визуализации. Информация передается через все возможные виды данных: текст, аудио, видео, рисунки, анимацию, что соответствует детской природе восприятия, о которой писал еще К.Д. Ушинский: «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями. Детская природа требует наглядности. Попробуйте одно и то же происшествие рассказать двум детям, одинаково способным: одному по картинке, другому без картинок, – и вы оцените тогда все значение картинок для ребенка» [5, с. 155–156].

Какие учебные пособия более эффективны в обучении игре на фортепиано? Цифровые мультимедийные [2], использующие все виды восприятия информации или напечатанные на бумаге [3, 4]? Практика показывает, что в образовательном процессе важно использовать все виды учебного материала. Тогда обучение будет увлекательным и продуктивным.

Предлагаем несколько приложений для планшетов и смартфонов на основе Android-систем, которые можно загрузить из Google Play (в настоящее время самого большого источника приложений для Android-систем). Ниже приведены названия и ссылки для открытия приложений.

1. Первый урок игры на фортепиано – https://play.google.com/store/apps/details?id=music.sos.urok1.

2. Семь нот – нотная азбука – https://play.google.com/store/apps/details?id=music.sos.notes7.

3. Урок музыки термины – https://play.google.com/store/apps/details?id=music.termin.study01.

4. Музыкальные термины. Изучение. – https://play.google.com/store/apps/details?id= musicsos.termin01.

Приложение «Первый урок игры на фортепиано» включает разделы, предназначенные для родителей и учеников. Для родителей информация об истории фортепиано, о выборе и настройки инструмента. Для учеников представлен материал, направленный на знакомство с клавиатурой фортепиано, усвоением первых навыков игры на фортепиано. Звучит музыка Л. Боккерини, П. Чайковского, А. Мыльникова, Л. Жульевой.

Приложение «Учим семь нот музыкального алфавита» помогает изучить название нот, чисто интонировать звуки первой октавы, выучить запись нот, а также проверить знание расположения нот первой октавы. Можно говорить о практических результатах использования в обучении электронных ресурсов. К примеру, те дети, которые не могли спеть чисто даже один звук, после нескольких дней занятий по приложению «Семь нот – музыкальный алфавит» смогли интонировать звуки первой октавы. При этом занятия проходят самостоятельно в свободное время.

Приложение «Итальянские термины в музыке» создано для изучения и тестирования знаний основных итальянских терминов, используемых в музыкальных произведениях. Тестирование проходит в игровой форме. Если ученик отвечает неправильно, то появляется изображение собачки, которая советует «еще учить». Эмоциональный настрой в изучении и тестировании музыкальных терминов способствует быстрому запоминанию итальянских слов.

Приложение «Два нотных ожерелья». Ученик, обучаясь и играя по этому приложению, знакомится с музыкальными инструментами, воспринимает запись нот в скрипичном и басовом ключе не только по одной ноте. Ученик через образное мышление формирует представление о музыкальной системе звукоряда и расположение нот на двух нотных станах. Ученик изучает нотную грамоту в интерактивном формате, что делает обучение результативнее.