Под научной ред. докт. философских и эконом. наук, Заслуженного деятеля науки РФ, проф. А.И. Субетто.
Рецензенты: Ахмадуллина Х.М., директор Института психологии и социально-культурной работы (Академия ВЭГУ), д.м.н., профессор, Заслуженный деятель науки; Горбунов А.А., д.экон. наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, вице-президент ЕАЕН (Санкт-Петербургское отделение); Ирхин В.Н., д.п.н., профессор, профессор кафедры теории и методики физической культуры Белгородского государственного национального исследовательского университета.
Монография отражает научную значимость исследования и утверждает новый научный жанр – «биобиблиография», – в котором биография автора гармонично соединена (слита) с библиографической систематикой ключевых научных трудов. В основе жанра – принцип самоисследования, его научная рефлексия, позволяющая увидеть и оценить пути и возможности развития конкретной науки – «Педагогическая валеология» (ПВ); устоявшихся в ней традиций, появления инноваций, тенденций их эволюционирования.
Автор поставил задачу ответить на вопрос: почему исследования, направленные на улучшение статуса человека в его экзистенциальной, акмической сущности, – с одной стороны, – принимаются, а с другой – подвергаются остракизму. Нервом исследования / самоисследования выступает проявленный, с помощью наукометрической модели, процесс развития метаидеи, каковой является ПВ, направленная на приращение экзистенциального знания, обеспечивающего практический выход человека и общества из глобального экологического кризиса.
Научная рефлексия (как метод анализа) позволяет исследовать пути и возможности традиций и инноваций в педагогике и философии здоровья без нарушения «закона резонанса» – природосообразности информационной модели в общей наукометрической системе. Ведущее место в данном исследовании занимает рефлексия трудов, раскрывающих эволюцию научной школы «ПВ – креативная система безопасности и оздоровления педагогической реальности» (Сертификат РАЕ № 00774, Москва 2013 – Основатель научной школы), а также метаидея – образ жизни – суть образование в процессе всей жизни.
Открывает монографию раздел «Введение в проблему» (Здоровая личность: миф или реальность). Инициируется внимание на особенности структурирования научного материала, специфике его, отраженной в эпиграфах каждой части монографии (5). Лейтмотивом «Введения» является идея, позиционирующая необходимость для каждого человека осмыслять и рефлектировать свои индивидуальные возможности и стремиться к развитию их в себе, т.е. – быть Здоровой Личностью, ибо «Человек, не владеющий своими возможностями, – город разрушенный, не имеющий стен» (Притчи 25:28).
Автор базируется на ноосферной теории (В.И. Вернадского, Н.Н. Моисеева, А.И. Субетто и др.) как новой модели бытия, социоприродного гомеостаза, развивающего новую философию, новую научную картину мира, новое качество человека. Новое видение становится важнейшим онтологическим основанием для понимания сути человека XXI века.
Последовательность суждений, обращение к разным эпохам (суждениям) в данном контексте призвано отразить логику самого обоснования предлагаемых выводов: от Немесия (IV–V вв.) до наших дней.
Во «Введении» намечена вся палитра научного движения логики исследования автора, которая будет раскрываться на протяжении монографии. Введение – базисная основа нового знания о человеке, которое позволяет сделать важный шаг в познании тайных «пружин» человеческого сознания / со-знания – с собой и другими, «ансамблем общественных отношений».
Монография состоит из пяти частей, каждая из которых несет свою смысловую доминанту. Часть I: От замысла к воплощению – 55 лет служения просвещению (1960–2016)
Раскрыты ключевые доминанты: Обществу необходим качественно новый учитель: учитель – исследователь; Учитель – ребенок должны быть счастливыми и здоровыми
Этот замысел нашел отражение в докторской диссертации, («Педагогическая валеология: генезис, тенденции развития», докторская диссертация 1996 г., Москва).
Автор считает возможным показать многообразие способностей респондентов воспринимать знания. Решению этой задачи служит часть II монографии: «Человек как объект исследования»: идея смысла жизни человека – творца; образование – путь к безопасности жизненного пространства; человек – центр Вселенной, ибо «…люди «чем больше вникают в деяние Природы, тем видимо наиболее становится простота законов, коим следует она в своих деяниях» (А.Н. Радищев).
Монография не только показывает развитие научной идеи, но и отражает технологии ее внедрения, распространения, принятия, тем самым решается задача – подвести читателя (учителя-исследователя) к осмыслению традиционного вопроса: Здоровый образ или стиль жизни?
Даже такой краткий экскурс в «природу человека» дает представление о том, что образ жизни, как и природа человека, – проблема, которую может решить человек, опираясь на определенные знания и опыт (индивидуальный и коллективный), что, в свою очередь, позволяет проследить эволюционно-генетическую концепцию его природы. Эволюционный путь человека к самому себе... рассматривается через: изучение кризисно-возрастных периодов развития человека; биологические проблемы его преобразования и социобиологические аспекты здоровья.
Как в психологии, так и в социологии существует множество «теорий личности», плохо между собой интегрирующихся. В монографии намечены пути их конвергенции, в основу которой положена витально-аксиологическая концепция личности В.Ф. Сержантова (1997). «Здоровая Личность» – суть «добрый разум», выдвигающий регулятивные идеи целостности человека, многомерный образ которого задает критерии познания человечества: «…причащает отсеченное» философствование к философствованию общечеловеческому – к последним вопросам бытия» [1].
Особое место в структуре монографии занимает часть III: Человек на пути в завтра: лингвоэкологические проблемы развития общества.
Движение научных посылок и метаметодология их раскрытия проявляется в концептах: Русский язык – культурно-национальное достояние России.
Часть IV – Избранные статьи и доклады, позволяющие раскрыть движение ПВ в научных поисках автора и его последователей – научной школе (См.: пособие Здоровьесозидающие технологии развития речевой культуры педагога).
Новизна выделенных направлений в развитии «научного поля» педагога состоит не только в синтезе «антологии и картины мира, циклической антологии и циклической картины мира, квалитативной антологии и квалитативной картины мира, но и в их взаимодействии и взаимообогащении». Приобретение знаний дает возможность осуществить устойчивое движение на пути к homo valiens (человеку, здраво творящему собственную жизнь).
Завершает часть IV обращение к человечеству – Именем «Здоровье».
Практически, через заключение «Crundlegung zur Metaphysik der Sitten» автор вводит в часть V монографии – Научно-библиографическая систематика ключевых трудов (1983–2015) или этапы восхождения в педагогическую реальность науки – «педагогическая валеология», в которой представлено поликультурное пространство приобщения к этой реальности профессора Л.Г. Татарниковой, отражающее ее 55 служения просвещению, педагогике, образованию и науке; ее продвижению в научном пространстве, которое отражено в библиографии (230 изданий; 1983–2015 гг. – неполный перечень); в классификаторе научного тезауруса; сведениях об авторе и заключении, которое усиливает доминанту научной монографии.
Автор берет на себя смелость утверждать, что осуществлено самоисследование индивидуального научного труда, которое можно отнести к новому жанру – рефлексия ученого по поводу своей научной деятельности в целом, реализации принципа – «обучение в процессе всей жизни». Монография обогащена большим количеством фотографий, отражающих практическую и научную деятельность, а так же библиографией, использованной в монографии в каждой главе и избранных статьях. Дополнительную информацию об авторе можно получить на сайтах: www.famous-scientists.ru www.elibrary.ru. А также в энциклопедии – Российская Биографическая Энциклопедия «Великая Россия». Том 23. СПб.: «Гуманистика», 2016. 500 с.