В условиях интенсивного развития науки, техники, технологии, экономики прежние знания быстро устаревают, растет запас новых знаний. Возникает необходимость самостоятельно овладевать этими знаниями. Поэтому одним из важнейших требований к современному специалисту является умение самостоятельно изучать и усваивать новые знания, т.е. умение заниматься самообразованием.
Следует отметить, что в традиционной методике обучения акцент делается на активность преподавателя: он должен планировать, организовать, контролировать и оценивать учебную деятельность студентов. Обучающиеся ориентированы в основном на усвоение готовых знаний (результатов познания); в обучении основная познавательная задача заключается в восприятии и запоминании учебного материала, а затем в воспроизведении его на семинарских и практических занятиях, зачете и экзамене; при таком подходе не реализуется одно из главных требований к процессу обучения – развитие самостоятельности мышления и творческих способностей студентов.
Современная методика обучения акцент переносит на активную познавательную деятельность самого студента, включающую такие действия как самомотивация, самоорганизация, самоконтроль, саморегуляция, самооценка и т.д. Согласно современным представлениям о сущности учения студент должен сам управлять своей познавательной деятельностью. Он должен иметь возможность сам планировать темп и траекторию учения, сам инициировать необходимость оказания ему консультационных услуг, сам определять для себя время и порядок прохождения текущего контроля (самоконтроля). Природосообразное учение – это самоуправляемая, самостоятельная учебно-познавательная и учебно-практическая деятельность студента.
В Концепции модернизации системы образования нашей страны указано на необходимость информатизации образовательного процесса. Перед учебными заведениями поставлены следующие задачи:
- внедрение новых информационных технологий в учебный процесс; его информационное обеспечение с использованием современных средств телекоммуникации;
- использование в учебном процессе электронных учебников, обучающих компьютерных программ, мировых образовательных ресурсов на базе сети Интернет;
- организация проектной деятельности учащихся и преподавателей с использованием компьютеров;
- внедрение компьютерной системы мониторинга качества образования в каждом учебном заведении.
Перечисленные тенденции определяют одно из направлений в развитии новой образовательной системы. Принципиальное отличие новой системы образования от традиционной заключается в ее технологической базе. Именно технологический базис информационных технологий позволяет реализовать одно из главных преимуществ новой образовательной системы – обучение на расстоянии или, как его называют иначе, дистанционное обучение.
Компьютерная образовательная технология, на которой базируется система дистанционного обучения, по сравнению с традиционной методикой обучения обладает рядом новых свойств и особенностей. Сюда относятся:
- возможность оперативной передачи на любые расстояния информации любого вида (текстовой, графической, звуковой);
- хранение этой информации в памяти компьютера в течение необходимого времени;
- наличие электронного учебника, включающего совокупность информационных, методических и программных средств, необходимых для реализации всех этапов процесса усвоения знаний, умений и навыков;
- индивидуализация обучения (каждый студент, самостоятельно работает за компьютером, изучает и усваивает учебный материал в индивидуальном темпе);
- пошаговое изучение учебного материала (предъявление учебной информации по логически завершенным дозам);
- самостоятельное и обязательное выполнение учебных заданий каждым студентом для закрепления знаний, формирования умений и навыков;
- наличие обратной связи на основе контроля правильности выполнения каждого задания и исправления ошибок;
- автоматизированная обработка передаваемой и получаемой информации (хранение, распечатка, воспроизведение, редактирование);
- возможность доступа к различным источникам информации: электронным библиотекам, базам данных, лабораторным практикумам и т.д.;
- организация коллективных форм общения преподавателей со студентами, студентами между собой посредством теле- и видеоконференций.
Одной из информационно-компьютерных технологий является технология дистанционного обучения. В этом плане написание и издание монографии «Система дистанционного обучения: проектирование и функционирование» является актуальным и практически значимым.
Книга объемом 312 страниц включает в себя введение, 9 глав, терминологический словарь и библиографию.
Во введении раскрыты значение и задачи технологии дистанционного обучения, структура книги и ее предназначение.
В первой главе, дано определение понятия дистанционного обучения, раскрыты характеристики процесса обучения, рассмотрены различные подходы к процессу обучения, в том числе деятельностный и компетентностный подходы, концепции развивающего и личностно-ориентированного обучения.
Во второй главе, посвященной теоретическим основам дистанционного обучения (ДО), раскрыты: структура учебной деятельности студента, сущность, особенности и принципы ДО, введено понятие «информационно-образовательная среда учебного заведения, определены ее компоненты.
В третьей главе «Проектирование образовательного процесса» рассматриваются вопросы о методологии проектной деятельности, об образовательном процессе как объекте педагогического проектирования, раскрыты сущность и этапы педагогического проектирования, определены цели образования, порядок планирования содержания образования, даны рекомендации по выбору методов обучения.
Четвертая глава монографии посвящена исследованию педагогических технологий, которые могут быть реализованы в системе ДО: технологии модульного, контекстного, игрового и проектного обучения.
В пятой главе раскрываются проблемы материально-технического и программного обеспечения ДО, методического и информационного обеспечения ДО, разработки электронного учебника, организационно-управленческого и кадрового обеспечение ДО.
В шестой главе «Организация дистанционного обучения» рассматриваются вопросы об интеграции очной и дистанционной форм обучения, строится модель сетевого обучения, раскрываются особенности кейс-технологии, интернет-технологии обучения и управления учебной деятельностью учащихся в системе ДО.
В седьмой главе рассматриваются особенности организации различных видов занятий в системе ДО: самостоятельной работы студентов, семинарских и практических занятий, лабораторных работ, учебно-исследовательской работы студентов, курсового и дипломного проектирования.
Восьмая глава посвящена проблеме контроля и оценки результатов обучения. В ней определяются виды и значение контроля учебной деятельности студентов, методы контроля их знаний и умений, порядок оценки результатов учебной деятельности и контроля качества образования.
В последней главе «Использование дистанционного обучения за рубежом и в России» рассматриваются проблемы внедрения дистанционной формы обучения, дается краткий обзор использования системы ДО за рубежом, раскрываются особенности развития ДО в России, проблемы повышения квалификации преподавателей ДО.
Особый интерес представляет терминологический словарь, где определены основные понятия, используемые в монографии.
Книга предназначена преподавателям вузов и колледжей, учителям школ и руководителям учебных заведений различного уровня. Она может быть полезной для студентов педагогических вузов и работников системы повышения квалификации специалистов.