Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

THE ISSUE OF CERTAIN CATEGORIES OF NAME OF STUDYING WITH DISABILITIES

Boryakova N.U. 1 Danilova A.M. 1 Evtushenko E.A. 1 Evtushenko I.V. 1 Levchenko I.U. 1 Lifanova T.M. 1 Orlova O.S. 1 Tkacheva V.V. 1 Tumanova T.V. 1 Filicheva T.B. 1
1 Moscow State Pedagogical University
Major challenges currently facing the experts in the field of special and inclusive education is to improve diagnostic criteria and terminology associated with the name of the individual categories of students with disabilities. Contributed to the approval of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation a draft federal law «On Amendments to the Federal Law «On Education in the Russian Federation» in terms of regulation of the education of persons with disabilities and special needs, according to developers, due to the need to adhere to the understanding and terminology contained in the basic international legal instruments, including in part 2 of article 1 of the UN Convention on the Rights of Persons with Disabilities, in which persons with disabilities include persons with «physical, mental, intellectual or sensory impairments which in interaction with various barriers may hinder their full and effective participation in society on an equal basis with others». The article presents the opinions of the authors, well-known Russian researchers, teachers-defectologs, expressing his own views on the feasibility of renaming the Federal Law «students with mental retardation» to «students with intellectual disabilities».
students with disabilities
mentally handicapped students
students with intellectual disabilities

Проводимая в настоящее время Министерством образования и науки Российской Федерации работа по внесению изменений в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обусловлена необходимостью соблюдения терминологии и определений, содержащихся в актуальных международных правовых актах, в том числе в части 2 статьи 1 Конвенции ООН о правах инвалидов, в которой к инвалидам относят лиц «с физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими». В связи с этим сформулировано общественное мнение, предлагающее внести изменения в Федеральный закон в наименование категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов и этическими требованиями: «обучающиеся с умственной отсталостью» заменить на «обучающиеся с нарушениями интеллекта».

Как эксперты в области обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья [1-11], осознавая необходимость соблюдения международных и этических норм при использовании формулировок «обучающиеся с умственной отсталостью» и «обучающиеся с нарушениями интеллекта», считаем, тем не менее, несвоевременным и нецелесообразным переименование обучающихся с умственной отсталостью на обучающихся с нарушениями интеллекта, в связи:

1. с полным соответствием с 1) Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2) Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; 3) Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; 4) Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; 5) Инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 4 сентября 1997 года № 48 «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов»;

2. упроченностью данной терминологии в системе программно-методического обеспечения процессов обучения и воспитания лиц данной категории;

3. с вступлением в противоречие с Декларацией о правах умственно отсталых лиц, принятой резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1971 года: пункт 2. «Умственно отсталое лицо имеет право на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а также право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительство, которые позволят ему развивать свои способности и максимальные возможности»;

4. с соответствием указанной терминологии со Статьей 1 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года, причисляющей к инвалидам лиц с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, поскольку большинство обучающихся с умственной отсталостью легкой степени не являются инвалидами;

5. с тем, что изменение терминологии приведет к неминуемому нецелевому расходованию бюджетных средств на трансформацию законодательной базы, перерегистрацию юридических лиц, внесение изменений в уставные документы образовательных организаций.

Предмет олигофренопедагогики (производное от греч. oligofrenia – слабоумие), как науки – процессы, связанные с обучением, воспитанием, развитием и преодолением имеющихся нарушений у умственно отсталых обучающихся. Обучающиеся с нарушениями интеллекта, по нашему мнению, более широкая категория, включающая детей с задержкой психического развития, грубой социально-педагогической запущенностью и другими, пограничными с умственной отсталостью состояниями. Олигофренопедагогика, в свою очередь, является составной частью дефектологии, имеющей не только многолетнюю научную историю, но и свой неофициальный гимн, написанный студентами и преподавателями дефектологического факультета Московского педагогического государственного университета, ранее МГЗПИ, МГОПИ, МГОПУ, МГГУ им. М.А. Шолохова (рисунок).

Гимн дефектолога

Специальность наша необычная.

Непосвященный сразу не поймет.

Что такое сурдо? Что такое лого?

Кто это олигофренопедагог?

Припев:

А просто все мы дефектологи.

И это каждый должен знать!

Если есть дефект в наличии,

Нам его надо исправлять!

***

Кто ребенка говорить научит,

Чтобы он общаться с нами мог?

Ну, конечно, сурдо. Ну, конечно, лого.

И еще олигофренопедагог.

Припев:

***

Много надо знаний и умений,

Что бы верно провести урок.

Это может сурдо. Это может лого.

И еще олигофренопедагог.

Припев:

***

Если любишь ты свою профессию,

Если человеку ты помог.

Вот тогда ты сурдо. Вот тогда ты лого,

Ты тогда олигофренопедагог!

Припев:

***

bor1.tif