Пенитенциарная (исправительная) педагогика, в чистом виде начального понятия, изучает взаимосвязи элементов системы исправления и влияние среды мест лишения свободы на изменение и исправление личности; особенности этапов исправления (первоначального, адаптационного, основного, заключительного, подготавливающего к освобождению); деятельность неформальных групп и коллективов осуждённых, органов их самоуправления; методы борьбы с преступными группировками и пр. В современной пенитенциарной науке феномен наказания в виде лишения свободы рассматривается в трехракурсном плане: кара, исправление и профилактика совершения осужденными новых преступлений (Дебольский М.Г.) [7]. Пеницитарная кабинетная педагогика в системе образования ставит вопросы в процессе обучения и воспитания.
Сложности жизни, экономическая неустойчивость в государстве, знания сторон жизни, формируют целесообразность: легче их избежать, либо построить процесс социализации, воспитания, адаптации, где эти проблемы будут минимизированы, видоизменены и изжиты. Школа, формирующая базовое образование для дальнейшей профессиональной деятельности, воспитывает личность, отношение к труду, уважение или неуважение к старшим, отношение к экономике жизни и отношений между собой. Отношение к труду у современных подростков и молодежи специфичное. Экономический результат является двигателем намерений. Общественный труд не только нежелателен для молодежи, но и считается проявлением слабости и недостоин их. Только редкие волонтерские движения, которые имеют статус и позицию одобрения общества, и публичное позиционирование.
Современные тенденции пенитенциарной педагогики связаны с разработкой системы социально-педагогических воздействий на осуждённых, гуманизацией этого процесса, подготовкой педагогических кадров для исправительных учреждений, привлечением общественных организаций, в т.ч. благотворительных, религиозных и пр. Если смягчить понятие применительно к системе профессионального образования, то данные методы, по сути, схожи по направлению действий. Исправляющие действия присущи педагогическим воздействиям. Наряду с ювенальной юридической психологией, как научного и практического направления в последнее время получает интенсивное развитие пеницитарная педагогика. Традиционное направление пенитенциарной психология – обращены к проблемам взрослых людей и детей. Отрасль психологии, называемой пенитенциарная (от лат. Poenitentiarius – покаянный, исправляемый) психология. Ее также называют «исправительно-трудовой», Формирование правосознания детей и подростков в социально нормативном направлении развитие и неразвитие либо асоциальных установок зависит от множества факторов (Дозорцева Е.Г.) [7].
Если говорить о пинецитарной кабинетной педагогике применительно к учебным заведениям профессионального образования, то обучение складывается, следуя особенностям психологии обучающихся, а их целеполагание и мотивация определяется предшествующим образованием, влиянием семейных отношений и предыдущим опытом и положения в коллективе сверстников. Понятие имиджа и лидерства как таковое, имеет разную природу, но определенное влияние. Позитивное и негативное лидерство, в соответствии с целями и поступками, девиантное и делинквентное поведение привноситься из прежней учебной среды. Мотивация получения профессии и предстоящей профессиональной ориентации и подготовки имеет разное выражение и природу. Технология отбрасывание сложных и непривычных моментов в новой среде приобретает оболочку «технологии выживания, адаптации и социализации в новых условия». Постановка и осмыслении проблемы, поиск аргументов в пользу поддержки предложенных решений, отбор вариантов наиболее устойчивых к критике формирует активную позицию. Практика показывает, что свобода выбора дает больше вреда, чем пользы. Правильное, стратегически верное отношение и поведение будет сформировано под влиянием совместной доработки двух-трех вариантов решения проблемы и позиции по некоторым вопросам.
Имидж педагога определяется комплексом мероприятий возможностей.
Бытовые моменты в учебном заведении, обеспеченность классов, организационные моменты, создают систему отношения к преподавателю. Наличие значимости предмета, учителя, преподавателя, отношение к нему со стороны администрации и другие условности улавливаются учащимися и формируют негативный имидж преподавателя. Особенности манипулятиввных действия с кабинетами и ключами от кабинетов, журналами и их заполнением, неуборок в учебных классах и желание избежать решения данных вопросов со стороны администрации приводит к дестабилизации поведения подростков и нежеланию подчиняться ситуации учебному процессу и требованиям преподавателя. Эти компонентные иммиджевые составляющие оставляют поле нереализованных технологических действий педагогов и преподавателей и деформационно воздействуют на психику подростков. Причиной внутиличностного конфликта может быть лоббинг – психологическое притеснение в группе (негативное высказывание, необоснованная критика, социальная изоляция, ложная информация). Может быть манипулирование – индивидуальным сознанием, поведением, скрытое или управление с целью принуждения человека действовать вопреки интересам, противоречие между правовыми и нравственными нормами. Человек, уклоняющийся от разрешения внешних проблем, может оказаться во власти своих внутренних противоречий.
Личность подростка формируется в реальных отношениях макро- и микро-социальной среды. Взаимодействие с себе подобными в процессе социализации при обучении «правилам жизни», называется становлением социального «Я». Кратко проанализировав проблемы, стоящие перед исследователями подростковой социализации, мы констатируем что, несмотря на кажущуюся разработанность этой проблемы, существует еще множество невыясненных моментов. Мы приводим исследование ценностей, которые являются воплощением приобретенного социального опыта подростком и основой в становлении его социального интеллекта. Мы выделяем объективные факторы, определяющие уровень комфортности, от которого зависит социализация подростков в группе. На основе соотношения между уровнем притязания и реальными успехами и оценки подростка окружающими, у подростков формируется самоуважение, которое является определяющим в формировании самооценки у подростка. Рационализм по Веберу и по кризисной действительности является основополагающим в поведении сегодняшних подростков – «героев своего времени». Ученые приходят к выводу, что именно способность к эвристическому символическому поведению составляет специфицирующий сущностный признак человеческой деятельности, позволяя нам говорить о разумности человека, ставшей родовым именем Homo Sapiens. Но эвристичность это не рутинный постоянный труд, который эволюционно сформировал человека.
Финансирование и проблемы, возникающие в педагогических коллективах между сотрудниками, создают предпосылки лавирования на волнах отношений подросткам, и добиваться максимально комфортных отношений для себя. Разные способы получения оценок и хорошего отношения со стороны педагогов подростку формирует массу способов получения выгодных для них условий, отличных от простого выполнения заданий, трудолюбия и уважения к труду педагогов.
Обострение конфронтации в отношении к требованиям со стороны педагога, нежелании трудиться, мотивационной системы, направленной на получение больших прибылей и выгодного для себя положения формирует черты личности и поведения подростка, стремящегося специализироваться в жизни. Желание иметь и быть успешным среди сверстников приводит к девиантному поведению и формирует подростковую хитрость: как избежать наказания, добиться смягчения требований в процессе обучения, использование способов воздействия на педагогов в рамках «условно допустимых». Обучение и воспитание подростковой молодежи – это обещанный платеж. Требование хороших оценок детьми от педагогов, администрации от учителей. Различные условия обучения, смягченные требования к одним подросткам, вызывают реакцию других: «можно и мне не делать» с элементом демонстративности. Наряду с проведенным нами исследованием, « Исследование, проведенное РАН, показало специфику формирования занятости возрастных групп молодежи под воздействием общих факторов экономического развития и темпов развития разных ступеней общего и профессионального образования. Социальные факторы, определявшие условия социализации молодежи – культурный и экономический капитал родительской семьи, ее социально-профессиональный статус, уровень урбанизации места жительства и др., детерминировали формирование образовательных и профессиональных ориентаций, а также первый реальный выбор мест учебы и работы. В дальнейшем, как показало исследование, возрастало влияние собственных образовательных ресурсов на формирование жизненных траекторий» [5, С. 277]. Эти процессы саморазвития и образования в социализации подростков, носят глобальный характер.
Бюджетирование по количеству учащихся создает, отношения «условности» требований к подросткам, их информационной и предметной осведомленности, которые дополнительно могут быть смягчены родительскими помощью и финансовыми возможностями в помощь учебного заведения, администрации. Это создает условия и отношения далекие от профессиональной этики, меркантилизм учебного процесса, благоприятного отношения и положительного обещанного результата. Преподаватели, оставшиеся в стороне от этих финансовых потоков, становятся насмешкой в глазах учащихся подростков – четко различающих «решающих» и «нерешающих» компонентов в образовании и процессе обучения.
Институт благодарности должен быть положен в основу образовательного процесса. Благодарность за помощь, за неформальные отношения с подростками, желающие все знать и требующие «учить их жизни» или демонстрирующие «что все знают лучше и больше». Провокации негатива, манипуляторе отношение со стороны подростков, невольно вовлеченных в образовательный процесс с такими тонкостями, по отношению к педагогам, завучу. Поиски путей «хорошего отношения» приводят к социальной интерференции и социальным конфликтам между моралью-нравственностью и «желанием места под солнцем» – социальной деформации подростков. Процесс борьбы за оценки и облегченные требования приводят к «стукачеству», «доносам» на товарищей, преподавателей, формирует отношения повышенной конфликтности, и ухудшают процесс нормальной социализации и формируют манипуляции и манипулирование участниками процесса обучения.
Жесткие требования от педагогов должны быть компенсированы возможностью прибегнуть к Гражданскому Кодексу в реальном решении проблемы. Ухудшение самочувствия в результате «психологических рингов» между преподавателем и учащимися подростками, «хочу и не буду», как факт отмены ответственности родителей за воспитание своих детей. Провокации по отношению к преподавателю и «борьба» за благополучие, для подростков это «легкие знания без заданий и ответственности их выполнения». Противодействие контролю преподавателя формирует сложные условия в классе: нарушение поведения, шум, нежелание выполнять и следовать требованиям учебного процесса и педагога, сопровождающиеся конфронтацией «не хотим, не понимаем, зачем надо, мотивация учебы разнообразна», а учиться надо ограниченным действиям и искать выгоду. Это в современном понимании – «успешная социализация». Отсутствие у учителей и участников учебного процесса возможности получить лечение и восстановление здоровья, в льготные категории входят врачи, участники войны, ветераны, а действующие двигатели прогресса лишены такой возможности. Ролевые нормы и предписания закрепляются в обществе в виде законов, норм, правил и традиций. Институт социализации школа, как фактор подростковой социализации включает в себя систему санкций правовых, морально-этических, которые упорядочивают действие их на подростков, координируют, упорядочивают поведение и роли подростков. Это представлено на общей структурной модели подростковой социализации.
Школа, направленная на спортивные достижения и успехи подростков формирует целеустремленность, однако стремление к совершенству физическому и духовному дополнено стремлением к деньгам. Тренировки в спортивных клубах подросткам, имеющим уровень спортивных достижений, приносят хорошие деньги, при желании получать знания и жить в перспективных планах они имеют возможности. Усвоение правил поведения, норм жизни в социуме, с которым себя идентифицирует подросток, является механизмом социальной идентификации – подростковой социализации.
компонентами в структуре личности являются сознание, культура, деятельность. Конфликт сознания подростков между верой и знаниями. Конфликт культуры: между различными ценностями, ценностью и нормой. Конфликт деятельности: «надо, но не могу» Во внутриличностном конфликте противоборствуют стороны – структуры внутри мира личности, а объектами выступают несовместимые потребности, цели, ценности, интересы и состояния личности, до какого-то момента находящиеся в динамическом равновесии [4, С. 122].
В учебных заведениях существуют проблемы в педагогических коллективах, которые ограничены в собственных средствах, вынужденные «терпеть и держать» бездельников и подростков. Отношение к труду, как нормальному проявлению человеческой жизни в понимании молодежи имеет место только за финансовый результат или благо. Социальный интерес подростков к достижениям и целеполагающему поведению, стремлению к идентичности с ближайшей для данного периода жизни звездой, иногда имеющей девиантное поведение приводит к деформации роли и направлен на получение статуса и роли и может привести к конфликту с его статусной группой или его группы с другими. Примером может служить перевод из класса в класс, с курса на курс в системе среднего образования, НПО и СПО, создает социальную дистанцию в отношениях между участниками учебного процесса, которые стремятся и получают заслуженные отметки об учебных успехах и тех, кто пребывает и не желает думать и делать, с девиантной наглостью уверенный, что он получить итоговую оценку.
Социальные законы подростковой социализации являются результатом деятельности многих участников процесса и определяют формы отношений и общественные связи. Используя количественные и качественные методы социологических исследований, наряду с историческими исследованиями семьи подростков необходимо отметить, что семьи, имеющие крепкие корни, в не зависимости от территориальности составляют центр идентификации для подростков. Отношение такой семьи к образованию как к значимому, стремятся к прикладному характеру образования. Традиции семьи влияют на качество знаний, получаемых в учебном процессе подростком.
Социальная идентичность моя семья, мои друзья оттесняет гражданскую позицию подростков в обществе. Внутренний механизм самоконтроля связан с идентификацией личности подростка, являющей основанием в социализации подростков. Меняющаяся реальность и выработка новой стратегии ставит образование во главу событий в жизни подростка. Поощрения и наказания играют важную роль в успешном освоении предметных знаний. Как научили «хорошие» родители, испытавшие тяжесть кризисов и финансовые трудности, формируют гибкость в подростках по отношению к процессу учебы. При отсутствии ориентиров из семьи, подростки, лишенные поддержки рано становятся взрослыми и успешно социализируются при наличии разумного контроля и учебных условий со стороны учебного процесса. Трудолюбие в семье присуще подросткам, работа «по мере сил» и «помогаю» организует подростков, но нет обязательной составляющей, которая создает основу ответственности и обязательности труда. Оценка отношения к труду в семье самая положительная, в кризисное время бездельников нет, оценка «отношения к труду в семье» деньги через труд по оценке мальчиков, но «деньги через труд» девочек ниже, бережное отношение, романтизм создает иллюзии, что труд имеет место не последнее, но нет конкретного представления о зарабатывании денег. Легче живется девочкам – подросткам в семье. При наличии братьев и сестер формируется ответственность и позиции меняются, представление о труде как необходимости и финансовых проблемах семьи подростки знают и понимают только труд за деньги меркантилизацию отношений. Альтруизм в отношениях уменьшен, конечная цель и результат – важные компонентные составляющие.
Отношение к стремлению самоутвердиться, ощутить свою значимость, изменить стиль жизни возлагается на брак и отношения с противоположным полом в семьях, испытывающих финансовые трудности. Однако в проблемных семьях одновременно с желанием жить самостоятельно, возникает желание не стоить семейных отношений пока у подростка не утвердиться положение в обществе. Девочки ищут выгодных решений финансовых вопросов их жизни. Интерес к позиции «все сразу и сейчас» вызывает напряженные отношения в семьях с девочками при отсутствии отца. Желание подростков жить независимо от родителей пробовать свои силы и ориентация на это, является определяющим в их стремлении быть независимым. Правильная позиция родителей или родителя – не мешать, а поддержать и наблюдать издалека. «Жалость» к слабым и «желание сделать в отместку» определяют противоречивый когнитивный диссонанс, побуждающий к действию.
Подтверждение гипотезы, выдвинутой в проблемном исследовании: тенденции рационального, экономически конформного поведения подростков, зависит от экономически устойчивого и социального положения семьи в обществе. Значимости родителей и степени влияния на события в жизни вообще и на других людей. Власть является предопределяющей составляющей в оценивании авторитета родителей.
«Ситуационная теория» лидерства определяет главным те условия, в которых находиться авторитет, который может сконцентрироваться на цели и проблеме, создавая новое видение проблемы создавать условия для активных действий, кто его поддерживает. Исходя из этой теории: авторитет педагога играет очень важную роль в решении организации учебного процесса и условий для получения максимума знаний и успешной социализации подростков.
Практическое образование может стать преимуществом для подростков в успешной социализации. Создание центров патриотического и профессионального образования способствует повышению уровня вовлеченности в процессы жизнеустройства общества и перспективы позиции подростков.
Действие школы на подростков можно классифицировать по:
1. По сроку (близкие и далекие цели и возможность реализации);
2. По бюджету (возможность получения расширенных знаний и информации);
3. По риску (научить действовать по шаблонам, научить внедрять идеи, следовать позиции лидера).
Обучение и итоговые мероприятия в обучение
Техническая среда может быть построена и позволяет преподавателям чувствовать себя ближе к обучаемым. Новые технологии требуют от учителя приобретения и развития новых навыков. Однако противоречие – курсы пройти, получить дополнительные знания это возможность немногих. Все зависит от расположения администрации, от статуса и социального положения преподавателей. Жесткая зависимость это не лучшее средство в управлении педагогическим коллективом в системе образования. Как критерий быть в «премиум классе»- «классе премируемых», это тоже за отдельные заслуги, порой не связанные непосредственно с исполнением трудовых обязанностей. Новые технологии являются достоянием целых коллективов, но вклад отдельных людей значимее. Разработка средств, программ, обеспечение учебного процесса это трудоемкое занятие, требующее сосредоточенности, времяпровождения в сети интернет и кропотливого труда, что бы быть в тренде в современной Российской «школе». Начальная школа в Оквилле (Канада, провинция Онтарио) вошла в эру мгновенного доступа к информации. Библиотека на интерактивных видеодисках, которые доступны каждому учащемуся и представляют информацию в разнообразной форме. Тексты могут быть соединены с иллюстрациями и фотографиями [3, С. 577].
Прямое общение преподавателя и учащегося в реальном времени и с помощью видеоконференции. В случае, когда есть возможность следить за жестикуляцией и мимикой собеседника – повышается КПД передачи информации [2, С. 351].
Методы диалога в контексте вопрошания активизируют мышление, но требуют кнтекстной подготовки от педагога. Суть и отличие от обычной постановки вопроса – процесс инициирования, пробуждения, размышления позволяет активизировать процесс мышления. Это все отлично от спокойного ровного процесса программного обучения в «школе» 70-х и 80-х годов.
Последовательность – знакомство с фактами и информацией; озарение и удивление; критический анализ информации; относительное знание и цепочка рассуждений и коллективное решение и вывод. Здесь неоднозначный ответ подростка и вопрос педагогического поиска, погружения и рассуждения о наиболее продуктивных ответах на вопросы, анализа и выводов.
Зачеты и экзамены настолько привычны и традиционны, но система интернет и информационно-коммуникативных сетей вторглись в систему образования и освоенность интернета учащимися позволяет быть успешным за чужой счет. Кооперативность в итоговых экзаменах на смену традиционных испытаний актуально. Запоминается то, что «проговаривают в то время как делают», «основано на личном опыте». Коллективный труд – позволяет активизировать процессы освоения и усвоения.
Рис. 1. Социализация подростковой молодежи
Каждый вопрос содержит известный конкретный ответ, но требует дополнительного пояснения, установления сути. Всякий вопрос опирается на исходные базовые знания, однако которых недостаточно и неопределенность их требуется устранить. Недостаточно и неопределенность требуется устранить. Обучение и контроль ради контроля, а не ради развития – проблема в образовании. Обучение в переплетение отчетных форм и методов оценивания результата приводит к постановке вопроса: «А обучать – то когда?» Рассказ преподавателя, монолог учителя не создает полноценного задания. Пародокс: «Чем больше учитель рассказывает и сам работает, тем меньше понятий и образов генерируется, тем хуже мыслят и понимают ребята» [6, С. 65].
При создании проблемных ситуаций используется концепция «когнитивного диссонанса» Леона Фестингера. Психологический комфорт обладает побудительной силой, стимулируя поиск выхода, решения [1, С. 77]. Однако другая форма: лекция, как традиционная форма учебных знаний подходит для рассмотрения, усвоения теории или иной проблемы, решает вопрос по разрешению теоретических проблем и задач. Смысловая линия: пробуждение активного отношения проработать материал и поверить выводы. Лекция по типу обратной связи сочетает объяснение с привлечением учащихся. Формы лекции разнообразны: проблемная, многоцелевая, комбинированная, монолекция имеют свои цели и специфику. Контроль, повторение, закрепление, активизация личного поиска учащихся – сочетание методов и получение результата. Модельные методы проведения семинара сегодня, роли и исполнение их учащимися, процесс воспроизводства адекватной человеческой деятельности есть ни что иное, как игровое моделирование процесса принятия решения, исполнения задачи. «Мозговой штурм», коллективное предложение вариантов решения проблемы или задачи формирует продуктивную работу. Однако критика и неуверенность некоторых учащихся, подкрепляемая неустойчивой позицией в коллективе учащихся в дальнейшем вызывает желание молчать. Усвоение материала происходит в результате обмена информацией и вариантами решения, поощрения разных подходов к предмету и существование различных точек зрения, возможность критиковать чужое мнение и даже отвергать его.
Рис. 2. Общая структурная модель подростковой социализации
Разумеется, многих по привычке волнует проблема индивидуальной оценки. Трудно отказаться от вековых стереотипов понятия экзаменов, зачетов, успешность оценки процесса обучения. Получается качественный зачет или экзамен должен основываться на деятельности «здесь и сейчас». Стремление достичь успеха в делах – путь к результату. Позитивное формирование результата через позитивный образ – это начало мотивации, стремление к результату. Результативность после обучения, стремление к самоутверждению среди учащихся подростков формирует технологию успешности. Успешность – способность быть лучшим, значимым, умным, предприимчивым, иметь деньги и уважения сверстников, позиционирование себя всеми доступными способами и средствами. Проявление девиантности и делинквентности происходит зачастую при невозможности быть значимым или из-за отсутствия некоторых составляющих успеха.
Бальная система оценок, количественная шкала не отражает качество и усилия. С точки зрения теории всякое измерение и оценивание отображает множество объектов и множество величин. С задачами обучения и преподавания тесно переплетаются задачи получения информации, обратной связи – контроля, соотнесения целей и полученных результатов. Конфликты с учащимися в связи с оцениванием, конкурентные знания и положение, стремления и конкурентные цели и установки у педагогов создают тормоз движению. Педагогический состав и администрация имеет отличные цели и устремления, позиция распределителя благ и финансовые рычаги у администрации, вынуждают переступать через собственное ЭГО педагогам. Сложные конструкции и использование распространенных идиом в устной речи достоинство и достижение. Без оценочное обучение и отсутствие критериев и способов обратной связи неодобрительно. Оценивание необходимо, оценочный характер может иметь и невербальная реакция учителя – одобрение, неодобрение, скептическая интонация, жесты, взгляд. Но все же значимее реальная оценка среди подростковой молодежи. Психологическое оценивание не имеет значимости для результативности и материальности.
Поощрение со стороны преподавателей студентам и учащимся оценивается как значимым, но желание преобладать у администрации способствует приявлению пониженижающих технологий со стороны администрации. «Значимость» значима для всех. Как пресловутое: «прав тот – у кого больше прав». А «благ достоин значимый» – пронизало систему образования и трансформирует учащихся и педагогов. Корректность администрации вызывает желать лучшего. Значимость кабинета движет поведенческими проявлениями и важностью причин и необходимости в помощи. Критерий «самая бедная и несчастная» при распределении благ применим в соответствии с важность, значимостью и влиятельностью на учебный процесс. Это является теневой стороной при распределении благ, необходимость и кажущаяся необходимость в философском понимании неоднозначна. Недостаток рейтинговой системы виден. Иллюзии алгоритмизации, своеобразный ренессанс экспертных методов в процессе оценивания ставит неоднозначные задачи. Две системы образования противоположные по сути: авторитарная и гумманистическая. Преобладание авторитарной системы воспитания применительно к воспитанию администрации учебных заведений по отношению к педагогическому составу, ориентирована на подавление творческих способностей, обеспечение подчинения авторитетам и является продуктом авторитарных режимов, ограничения прав и свобод личности, оставив одно право – «работать». С требованием следования гуманистической системе воспитания по отношению к учащимся, с целью укрепления их прав и свобод, забывая об обязанностях. Поэтому ставиться проблема, именуемая проблемой кабинетной пеницитарной педагогики. Рейтинг и смотр административных кабинетов уместен среди офисных работников. Структурная модель социализации молодежи с учетом проблемными моментами изображены на структурно-функциональной схеме.