Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ON THE HISTORY OF THE STATE KARAHANID

Kylychev A.M. 1
1 Kyrgyz State University Arabaev
In this article is an attempt to reveal the essence of the advent of Islam in Kashgar and the role of representatives of Karakhanids dynasty in the spread of the new religion through a comparative analysis of the various sources of written information.
Karakhanids dynasty
historical sources
the history of Islam
Central Asia

X-XII вв. в истории Центральной Азии ознаменовался важнейшим для исторических судеб региона событием исламизации тюркских этносов, падением династии Саманидов и воцарением династии Караханидов. Письменные памятники средневекового Востока дают для исследователя немаловажные сведения об эпохе правителей Караханидского государства. В рамках данной статьи делается попытка раскрыть суть появления ислама в Кашгаре и роль представителей династии Караханидов в распространении новой религии путем сравнительного анализа информаций, содержащих в таких ценных произведениях как «Тазкира-йи Бугра-хан» неизвестного автора, «ал-Мулхакат би-с-Сурах» Джамаля ал-Карши, «Диван лугат ат-турк» Махмуда ал-Кашгари, «Китаб ал-джамахир фи марифат ал-джавахир» Абу Райхан Мухаммад ибн Ахмада ал-Бируни, «ал-Камил фи-т-та’рих» Изз ад-дин Абу Хасана Али ибн Мухаммада ибн ал-Асира, «Та’рих-и Амнийа» Муллы Мусы Сайрами, «Та’рих ал-Йамини» Абу Наср Мухаммада ибн Абд ал-Джаббара ал-Утби и другие.

Караханидское государство считалось «Золотым мостом» между Западом и Востоком. Через Великий Шелковый путь, который проходил по территории Караханидской империи, распространялись разные религии, в том числе и ислам. История исламизации тюркских народов Восточного Туркестана начинается с момента прибытия в г. Кашгар наставника караханидского правителя Султана Сатук Бугра-хана гази – саманидского принца Хваджи Абу Насра Самани. С его именем связано начало конфликта между мусульманами и буддистами. Сведения о нем можно встретить в сочинении Муллы Мусы Сайрами. Согласно «Та’рих-и Амнийа», он прибыл в Кашгар в 332/943-944 г., где правителем был Базир Арслан-хан. В то время султану было 13 лет [1, с. 13]. Однако В.В. Бартольд отмечает, что после смерти правителя Нуха в 954 г. в стране Саманидов началась борьба за трон между наследниками. Потерпев поражение, Наср (Абу Наср Самани – М.Э.) был вынужден бежать к тюркам (первая пол. X в.). На престол Саманидского государства вступил Абд ал-Малик ибн Нух [2, с. 309].

В «ал-Мулахакат би-с-Сурах» Джамаля ал-Карши прибытие Абу Насра Самани описывается следующим образом: «Угулчак Кадыр-хан, брат Базир Арслан-хана, перестал прислушиваться к указаниям посланников ислама (т.е. правителей Саманидской династии – М.Э.), пока не прибыл в Кашгар, убегая от своего брата, Наср ибн Мансур. Угулчак встретил его, как подобает принимать гостей, а Наср ибн Мансур сказал ему «Я занял место в твоем царстве и согласился править твоими подданными и буду верен тебе, если брат будет с тобою грубо обращаться». И он назначил его (Насра ибн Мансура) правителем области Артуджа». По мнению автора, Султану Сатук Бугра-хану в то время было 12 лет [3, с. 102, 104].

Согласно «Тазкира-йи Бугра-хан», Хваджа Абу Наср Самани был избран Аллахом стать наставником Султана Сатук Бугра-хана гази. Он, торгуя, путешествовал по разным городам. Перед отправлением в путешествие он совершал благотворительный акт, раздавая хлеб и еду. Однажды он собрался в очередное путешествие и в ночь перед отъездом увидел сон, где получил весть повременить с поездкой [4, ЛЛ. 30б-31а; 5, Л. 61а].

Шесть лет спустя Абу Насру Самани приснился сон, где он получил весть от пророка Мухаммада, что настало время отправиться в Туркестан и найти караханидского принца. Целью поездки стало то, что Абу Наср Самани должен был обучить султана Кур’ану. Таким образом, Султану Сатук Бугра-хану предначертано было принять «ислам и сделать тюркский народ мусульманами» [4, ЛЛ. 30б-31а; 5, Л. 32а; 6, Л. 40б].

По данным «Тазкира-йи Абу Наср Самани» Хваджа родился в 270/883-884 г. и умер в 350/961-962 г. в возрасте 80 лет. Он был похоронен около селения Артудж в местности Машхад [7, с. 71-72]. Всю свою жизнь он был верным Всевышнему Аллаху. Хваджа получил воспитание у своих наставников – товарища в пути, имама шайха Шакука Каттала и Абу Бакра Садика и стал увайсом [4, Л. 33а; 5, Л. 33б; 6, Л. 41б].

Ф. Гренар выдвигает гипотезу о том, что Султан Сатук Бугра-хан гази родился в 900-910 г., а в 333/944-945 г. стал правителем Караханидского государства [8, с. 45]. В труде исследователя сообщается, что он рос и воспитывался среди «неверных». Когда Султану Сатук Бугра-хану исполнилось 7 лет, в 302/914 г. в г. Баласагун, который находился в Семиречье, умирает правитель Караханидов – Базир Арслан-хан. Этим моментом пользуются карлуки и нападают на правителя города, выходца из племени ягма, чтобы вернуть себе былую власть. Старший сын Базир Арслан-хана погибает от рук карлуков. Авторами коллективной монографии «Шинадики миллтлр тарихи» указывается труднопроизносимое имя старшего сына. Возможно, поэтому его имя в некоторых источниках не упоминается. Младший сын – Султан Сатук Текин (Салур Текин), спасаясь от врагов, вместе с другими чиновниками из племени ягма переезжает в г. Кашгар. Младший брат Базир Арслан-хана – Угулчак Кадыр-хан, женился на овдовевшей матери султана. В течение пяти лет Султан Сатук Бугра-хан воспитывался у дяди [9, с. 647].

Согласно сведения приводимым Джамалем ал-Карши, Султан Сатук Бугра-хан выучил наизусть Книгу Аллаха и стал обучать тому, что занимало его, до тех пор, пока не достиг 25-летнего возраста [3, с. 104]. В легенде, рассказанной Ибн ал-Асиром о принятии ислама, повествуется, что Султану Сатук Бугра-хану во сне спустился с неба человек и сказал ему на тюркском языке: «Прими ислам для своего спасения в этом и в будущем мире» [10, с. 41]. В «Тазкира-йи Бугра-хан» повествуется, что Султан Сатук Бугра-хан гази тайно принимает ислам, побуждаемый ему явлением пророка Хидра и проповедью мусульманского старца Хваджи Абу Насра Самани. К нему примкнули приближенные. С принятием ислама султану было присвоено арабское имя ‘Абд ал-Карим. Султан Сатук Бугра-хан гази является первым увайсом на территории Восточного Туркестана [4, Л. 44а; 5, Л. 45б; 6, Л. 47б].

В 320/932 г. Султан Сатук Бугра-хан гази со своей свитой численностью 40 человек прибыл в Кашгар и напал на Угулчак Кадыр-хана [3, с. 104; 10, с. 649]. Султан захватив трон, направился в Баласагун. После покорения города он возвращается в Кашгар.

В 331/942-943 г., продолжая исламизацию, караханидский правитель с сыном своего наставника Абу Насра Самани – Абу-л-Фаттахом гази, возглавив сильное караханидское войско, прошел через перевал Торгат и захватил территорию южной части р. Нарын, затем внезапно напал на Баласагун [9, с. 650]. На захваченной территории хан распространил ислам и объявил его государственной религией. В 338/949-950 г., продолжая борьбу за веру, был совершен поход на восток под командованием Абу-л-Фаттаха гази. По дороге Тохсун караханидское войско во главе старшего сына Султана Сатук Бугра-хана гази Мусы Текина (Бай-Таш) направилось к г. Бешбалык, который был расположен в северной части Тенритага. Тем временем хотанское войско прибыло в города Бешбалык и Карагуча, где силы двух сторон оказались равными. В ходе борьбы обе стороны понесли большие потери. Караханиды были вынуждены отступить в г. Кенгит. Согласно «Тазкира-йи Султан Сатук Бугра-хан», Султан Сатук Бугра-хан гази этот город сделал восточной границей своего государства [9, с. 650-651].

Как отмечал В.В. Радлов, принятие ислама во второй половине X в. позволило достичь больших успехов тем из уйгурских князьков, которые приняли эту веру, возвысились до правителя государства, где господствующей религией был ислам [11, с. 120].

В 343/954-955 г. Султана Сатук Бугра-хана гази настигла тяжелая болезнь. Ввиду болезни отца Муса Текин сразу же вернулся в Кашгар. Правитель Уйгурского (Турфанского) государства, решив воспользоваться этим случаем, отправил войско для освобождения своих земель. Идикутское войско, разгромив войско Караханидов, вернуло себе земли до западной части г. Куча [9, с. 653].

После смерти Султана Сатук Бугра-хана гази, по обычаю Караханидов, его старший сын Муса Текин занял трон и стал именоваться Муса Бугра Кара-ханом. В период правления Муса Бугра-хана гази страна значительно укрепилась. После расширения территории он установил систему государственного управления в своем ханстве, и им был создан совет «визирей», который назывался «тайангу» [9, с. 670]. В это время активизируется внутренняя и внешняя политика государства. Муса Бугра-хан гази провозгласил своего младшего брата Сулайман Текина – Арслан-ханом. Он правил второй столицей г. Баласагуном.

По сведениям «Тазкира-йи Султан Сатук Бугра-хан», свой поход Муса Бугра-хан гази начал с востока. В 350/961-962 г. караханидское войско направилось против Уйгурского государства двумя путями. Поход по южной дороге возглавил сам хан. Быстрыми темпами он перешел р. Аксу и захватил такие города как Аксу, Куча, Бугур, Корла, Кара, Тохсун. Вторая часть караханидского войска во главе с Сулайман Арслан-ханом гази и Абу-л-Фаттахом гази, из Баласагуна направились в поход вдоль р. Или. Ими был захвачен г. Бешбалык. В борьбе с идикутскими уйгурами погибает Абу-л-Фаттах гази [6, Л. 5а]. Муса Бугра-хан гази обложил налогом покоренных [9, с. 656-657].

В 971 г. правитель Хотана Йаглакалкалу с целью вернуть свои земли, напал на Караханидское государство во главе мощного войска. Он захватил такие города как Кагилик, Йакан и Йенисар (Йени-Хисар). В этой битве караханидская армия понесла сильный ущерб и была вынуждена отступить в Кашгар.

Для подкрепления Муса Бугра-хан гази отправил войско. Однако Караханиды вновь терпят поражение. Кашгар оказывается в окружении врагов. После этой битвы Йаглакалкалу отправил группу, послов из буддийских монахов и государственных чиновников в государство Сун и объявил о своей победе над Кашгаром. В 981-984 гг. государство Сун также отправило свое посольство к уйгурскому государю Бешбалыка и Турфана. Об этом посол сунского императора Ван Яньдэ, посетивший страну с официальной миссией писал следующее: «В это время территория Идикутского ханства была присоединена к территории Караханидского государства, вошла даже территория снежных гор Памир» [9, с. 601, 657-658; 12, с. 87-91].

Согласно «Тазкира-йи Бугра-хан», преемником Султана Сатук Бугра-хана гази был его старший сын Хасан Бугра-хан гази. Сведения о Мусе Бугра-хане и его брате, к сожалению, отсутствуют.

Хасан Бугра-хан, изменив план своего дяди Мусы Бугра-хана гази, который планировал подчинить Хотан, решил совершить военный поход к Саманидам. И только после продолжить поход к западным соседям. Причиной послужил захват Хасан Бугра-ханом гази г. Исфиджаб, входящий в состав Саманидского государства. До приезда караханидского хана, правители города добровольно открыли двери и встретили его с многочисленными дорогими подарками.

По Ибн ал-Асиру, властитель Хорасана предложил ему отнять у Саманидов Бухару и он действительно покорил весь Мавараннахр и взял Бухару, но затем заболел и на обратном пути умер в 383 или 384 г. х. (993-994 или 994-995 г.). Однако по сведениям Абу-р-Райхан Мухаммад ибн Ахмад ал-Бируни, это событие произошло в 384-385/994-995 году. На рубеже X–XI вв. в Мавараннахре окончательно утвердилась власть Караханидов [13, с. 273, 279].

В период правления Хасан Бугра-хана гази происходит значительное расширение территории Караханидского государства в результате регулярных походов мусульман против «неверных», утверждение политической власти Караханидов на землях к востоку.

Для легитимизации политической власти, караханидским ханам был необходим новый великий «мусульманский предок», каким стал Афрасийаб – великий завоеватель мира, распространивший веру пророка Мухаммада до самых его пределов. По имени мифического туранского царя Караханиды стали называть себя «домом Афрасийаба», несмотря на совершенно нетюркский звуковой состав этого имени [14, с. 79]. Опираясь именно на такой идеал «правителя» представители династии Караханидов надеялись на историческое подтверждение, при помощи которого они могли управлять не только Восточным Туркестаном, но и Мавараннахром. Принадлежность к этому роду давала правителям этой династии законное право на верховную власть на территории Центральной Азии. «Ильханские цари» или «Туркестанские князья из рода Афрасийаба» носили титул малик ал-машрик ва-с-син, что означало правители «Чина и Мачина». Об этом свидетельствуют монеты 459/1066-1067 года [11, с. 120, 125].

Как отмечает А.А. Кононов, у Кара-хана был сын по имени Бугра. После смерти Кара-хана весь народ провозгласил Бугра правителем. Он превзошел всех своих предков. Он завоевал Бухару и Самарканд. Однако, по причине того, что его братья возмутились в его юрте, он не мог оставаться и вернулся. После этого он пошел и завоевал страну Хорезм и много лет царствовал там [15, с. 62].

Хасан Бугра-хан, носивший титул «света державы и опоры призыва к вере» (Шихаб ад-давла ва захир да‘ва) не встретил в Мавараннахре почти никакого сопротивления. Абу ‘Али заключил с ним тайный договор о разделении владений Саманидов, в котором Хасан Бугра-хану предоставлялось занять Мавараннахр, а области к югу от Аму-Дарьи должны были остаться во власти Абу ‘Али; кроме того, Бугра-хана приглашали дихкани, которые играли в государстве значительную роль, но были не довольны правительством. Как относилось духовенство к первому завоевателю Мавараннахра, мы не знаем; но исторические сведения о благочестии Бугра-хана и его главных сторонников, Абу ‘Али и Фаика, заставляют полагать, что он благожелательно был встречен духовенством [2, с. 318-319].

Согласно Абу Райхан ал-Бируни и Ибн ал-Асиру, у Хасан Бугра-хана был лакаб «Шихаб ад-даула» [16, с. 154]. По данным В.В. Радлова, он является преемником Мусы Бугра-хан ибн Сатука, которого называют «Шихаб ад-даулат Гарун (Харун – М.Э.) ибн Сулайман», государем Кашгара и Баласагуна, государство которого распространялась до границ Китая [11, с. 122]. Как отмечает Б. Кочнев, дирхам Ферганы 381/991-992 г. открывает прочую его титулатуру: малик ал-Машрик Шихаб ад-даула ва захир ад-да‘ва Абу Муса Турк-хакан [17, с. 134].

Согласно «Тазкира-йи Бугра-хан», в период правления Хасан Бугра-хана гази, правителя Кашгара, в стране Халхал Мачин (Хотан – М.Э.) правили братья Чукти ришид и Нукти ришид. По некоторым сведениям «Гохар земин – Хотан», эти братья правили великим государством. Самыми важными событиями в истории двух государств были 9 походов [18, с. 179].

В одном из этих походов в борьбе с «неверными» Хотана умирает караханидский принц Султан Саййид ‘Али Арслан-хан гази. Согласно «Тазкира-йи Саййид ‘Али Арслан-хан гази», в это время ему было 28 лет. По приведенным сведениям рассказчиков, он погиб в 489/1095-1096 г. 10 дня месяца ‘ушур во время нападения врагов на караханидское войско[7, с. 154]. Однако по сведениям Джамаля ал-Карши, ‘Али Арслан-хан аш-Шахид Абу-л-Хасан ибн Бай-Таш Арслан-хан ибн Сатук Бугра-хан принял мученическую смерть в последних числах мухаррама 388/января 998 года [3, с. 104].

Согласно «Тазкира-йи Бугра-хан», Хасан Бугра-хан гази отправил своего сына Йусуф Кадыр-хана гази в г. Мадайин за военной помощью. Сам хан прибыл к Кашгару с 70 тысячным войском и осадил город. Вернув Кашгар, караханидский хан в течение трех дней собрал войско и отправился в поход в г. Йенисар. Распространяя ислам, Хасан Бугра-хан гази дошел до местностей Алтунлук и Озтан. Очередное жестокое сражение с «неверными» произошло в местности Кулкуйар, где погибают Хасан Бугра-хан гази и Асан Бугра-хан гази [4, Л. 116а].

Однако по сведениям «Та’рих ал-Йамини» Абу Наср Мухаммад ибн Абд ал-Джаббар ал-Утби, Хасан Бугра-хана гази был измучен климатом Бухары. Его постигло несчастье из-за мятежа, бунта, бедствий, причиненных им династии Саманидов. Им овладел тяжкий недуг. Он считал, что сможет выздороветь лишь благодаря воздуху Туркестана. Однако по пути в Кашгар он умирает [19, с. 26-27].

Сведениям о смерти Хасан Бугра-хана гази изучаемого нами сочинения противоречат также данные В.В. Бартольда. В раби‘ I 382/7 мая – 5 июня 992 г. Караханидский правитель смог вступить в Бухару, однако вскоре после этого из-за неумеренного употребления фруктов тяжело заболел и вынужден был оставить завоеванную страну. Он умер по дороге в Кашгар в местности Кочкар-баши. Как отмечает В.В. Бартольд, эта местность находилась недалеко от истока Чу, так называемого Кочкаром [16, с. 506-507].

В «Тазкира-йи Бугра-хан» повествуется о том, что Йусуф Кадыр-хана гази получил военную помощь в г. Мадайин от имамов Наср ад-дина, Каввам ад-дина, Му‘ин ад-дина и Зухур ад-дина. Имам Наср ад-дин приказал собрать сорокатысячное войско и дать его в распоряжение Йусуф Кадыр-хану гази. Согласно «Тазкира-йи имам захиб», Йусуф Кадыр-хан гази покорил хотанских буддистов и в 1006 г. исламизировал население [20, с. 30]. Победив врагов, из Хотана он возвращается в Йарканд. Народ встречает победителя весело и преподносит ему много подарков. Через несколько дней караханидский хан, благословив население, отправляется в Кашгар. Утби в рассказе о войне 398/1007-08 г. между правителями Западного Караханидского государвства и Махмуда Газнави, называет Йусуф Кадыр-хана владетелем Хотана, где учение Будды процветало уже много веков [2 с. 342; 21, с. 80].

Владения великого хана в год его смерти охватывала, кроме Восточного Туркестана, Семиречье и восточную часть Сыр-Дарьинской области. Из данных нумизматики становиться известно, что в 404/1013-14 г. Йусуф Кадыр-хан правил в Йарканде, в 405/1014-15 г. – в Кашгаре [2, с. 343]. Как отмечает Б.Д. Кочнев, большинство элементов титулатуры Йусуф Кадыр-ханa гази обнаруживается на монетах: дирхам Кашгара 400/1009-1010 г. – Насир ад-давла Кадыр-хан; дирхам Кашгара 409/1018-1019 г. – Насир ад-дин Кадыр-хан малик ал-Машрик Йусуф; дирхам Узгенда 407/1016-1017 г. – Насир ал-хакк ва-д-дин малик ал-Машрик ва-с-Син [17, 31, с. 135].

Согласно «Тазкира-йи Бугра-хан» караханидское войско дошло до горы Эльборз (назв. горы в Персии, Куу ал-Бурз пайдар). Исламизация «неверных» расширилась от реки ‘Уммана (Индийский океан) до реки Кулзум (город на берегу Красного моря, близ Суеца) [6, Л. 89б].

Согласно сведениям Джамаля ал-Карши, Йусуф Кадыр-хан ал-Кабир ибн Харун Бугра-хан ибн Муса Тунка Илик ибн Сатук умер 1 мухаррама 424/7 декабря 1032 года, погребен в Курхане хаканов в Кашгаре на берегу Туман (ныне р. Тарым) [3, с. 104].

В заключении хотелось бы отметить, что исторические сочинения имеют исключительное значение в изучении истории Караханидской империи. Письменные памятники дошедшие до наших дней представляют в распоряжение исследователей новые фактические данные о политической жизни государства, высвечивают многие вопросы политической борьбы.