Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

В последние десятилетия мировые требования к моторным топливам настолько существенны, что вынуждают пересматривать компонентный состав топлив, получаемых в традиционных способах нефтепереработки. В целях улучшения эксплуатационных характеристик прямогонных бензинов их облагораживают и используют в качестве компонентов моторных топлив. При этом необходимо преобразовать низкооктановые компоненты бензина (н-парафины) в высокооктановые соединения, а имеющиеся изопарафины желательно не подвергать деструкции. Для этого необходим катализатор с определенной молекулярно-ситовой избирательностью и высокой стабильностью каталитического действия. Таким требованиям отвечают высококремнеземные цеолиты из семейства пентасилов, которые обладают повышенной избирательностью в отношении конверсии н-парафиновых углеводородов, ведут реакции ароматизации алканов и обладают, по сравнению с другими, наибольшей стабильностью каталитического действия. В качестве активного компонента использовали высококремнеземный цеолит (ЦВК) – силикат со структурой цеолитов ZSM-5,11.

Был изучен характер воздействия катионов редкоземельных элементов на состав и эксплуатационные характеристики продуктов каталитического облагораживания прямогонных бензиновых фракций, полученных по технологии процесса ЦЕОКАТ. Цеолиты марок ЦВК-ТМ (Si/Al = 35) и ЦВК-ТБ (Si/Al = 60), в Н-форме, синтезированные в АО «Сорбент» (г. Нижний Новгород) модифицировали ионным обменом из водных растворов солей катионами La3+, Ce3+, Nd3+, Sm3+ по стандартным методикам [1]. Содержание РЗЭ в катализаторах составляло от 0,1 до 0,3 % масс. После ионного обмена катализаторы подвергали термообработке в течение 30 минут при температуре 550 °С.

Исследования показали, что модифицирование ионами РЗЭ катализатора ЦВК-ТМ с силикатным модулем 35 приводит к существенному улучшению характеристик бензина, получаемого по технологии процесса ЦЕОКАТ, по сравнению с не модифицированной Н-формой катализатора. Октановое число бензина в этом случае возрастает на 20-25 пунктов.