Одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед образованием, заключается в определении приоритетов дальнейших преобразований данного социального института для создания условий, обеспечивающих всестороннее развитие человека. Это требует актуализации тенденций гуманизации образования и переход к новому пониманию социальной направленности обучения.
Образование всегда призвано удовлетворять запросы общества на определённую личность, поэтому всегда особое внимание уделялось социализации индивида.
Социализация направлена на постепенное включение молодёжи в социальную жизнь общества посредством воспитания и образования. Она обеспечивает формирование опыта общественной жизни и общественных отношений, учит взаимодействию с другими людьми, позволяет освоить навыки практической индивидуальной и групповой работы.
В качестве приоритетной цели образования сегодня выделяется не просто подготовка необходимых различным отраслям и секторам экономики специалистов, а социализация личности, воспитание гражданина.
В «Концепции модернизации российского образования до 2010 года» среди приоритетных направлений воспитания в современных условиях ставится задача воспитания нравственности и духовности у подрастающего поколения. Необходимость развития духовности в человеке вызвана тем, что бытийное, духовное становление позволяет индивиду стать полноценным гражданином, обладающим верой в нравственные принципы, способным быть сопричастным к жизни общества и государства. Это дает возможность индивиду осуществлять согласование своих целей, интересов, жизнедеятельности в целом, с интересами других людей и общества и человечества в целом.
Однако решение этой задачи осложняется тем, что социально-экономические преобразования в нашей стране привели к значительному социальному расслоению населения и выработке стратегии поведения, направленной на необходимость выживания.
Проблемы выживания, ставшие актуальными для большинства членов общества, оказывают существенное влияние на процесс социализации молодежи, размывая ее ценностные ориентации, усиливая кризис духовного мира и недоверие к социальным институтам. Это влияние опосредуется внутренними условиями психологического развития личности молодого человека. К ним, в частности, относятся психологические механизмы отражения трудностей жизнедеятельности, с которыми связаны ожидания и предвосхищения жизненных проблем, их оценка и сопоставление с собственными возможностями их преодоления. Возникновение конфликтов и кризисов провоцируется отсутствием смысловых ориентиров в процессе проектирования молодыми людьми своего будущего.
Достаточно рискованным в долгосрочной перспективе становится доминирование в обществе материальных ценностей, олицетворяющих успех и престиж, их пропаганда через средства массовой информации, и, как следствие, усвоение индивидом и реализации в поведении психологии потребления.
Необходимо сформировать у подрастающего поколения новое по содержанию, но с опорой на отечественные традиции, гуманистическое мышление и мировоззрение. Наиболее важными качествами, которые должны сформироваться у молодых людей в процессе профессиональной подготовки - это обретение компетентности и уверенности. Эти качества подразумевают помимо узконаправленной технологической подготовки целый ряд других компонентов, имеющих, в основном, внепрофессиональный или надпрофессиональный характер, но необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту. Это, в первую очередь, такие качества личности как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться и обновлять свои знания. Это также гибкость мышления, наличие мышления абстрактного, системного и экспериментального. Это - умение вести диалог, коммуникабельность, ориентация на сотрудничество и так далее. Над собственно профессиональной - технологической подготовкой вырастает огромная внепрофессиональная надстройка требований к специалисту.
Это возможно только при обновлённом содержании общего и профессионального образования, которое передаёт как основные, базовые понятия и положения науки, культуры, экономики и технологии, но, одновременно, обеспечивает усвоение молодёжью и нового знания, позволяющего действовать и развиваться в новых, динамичных условиях современного общества. Переориентация образования на гуманистические ценности возможно, в том числе, при условии наличия соответствующих профессиональных, компетентных кадров образовательного процесса, открытых всему новому и способных к преодолениию противоречий, которые возникают между человеком и технократическим обществом.