Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

ROLE OF MUSIC EDUCATION IN AESTHETIC DEVELOPMENT OF MENTALLY RETARDED JUNIORS

Volkova T.G. 1 Evtushenko I.V. 1
1 Moscow State Pedagogical University
Among the problems of national education of persons with disabilities highlighted the need to develop modern approaches to aesthetic education of mentally retarded students. Features of cognitive activity, emotional sphere, and behaviors characteristic of mentally retarded children, hindering their successful socialization and adaptation to the educational process, widespread and determine the need for the creation of effective correctional-developing technologies that eliminate the social consequences of the primary developmental disorders, enabling teachers to determine the effectiveness of the special educational process. Test for success of the process of aesthetic education of mentally retarded juniors relatively poorly understood by national experts in the field of psychological and pedagogical sciences. The authors have been generalized and systematized the most successful experience in the use of musical activity for the formation of aesthetic culture of mentally retarded children. The article presents the results of the Master’s study on the development, testing and implementation of diagnostic procedures correctional and developmental activities aimed at the aesthetic development of juniors with mental retardation.
music education
aesthetic development
mentally retarded students

Система отечественного образования умственно отсталых детей за последние годы претерпела существенные изменения. Произошло усиление теоретических положений специального образования, уточнение психолого-педагогических классификаций, совершенствование диагностики, определение механизмов сопровождения семьи, а также формирование подходов к системе инклюзивного обучения. Тем не менее, сохраняет актуальность потребность в совершенствовании содержания образования и направлений воспитательной работы, создании специальных условий, в наибольшей степени способствующих процессу эффективной социализации умственно отсталых обучающихся. По данным Минобрнауки России в специальных (коррекционных) и общеобразовательных школах нашей страны обучается около 200 тыс. человек умственно отсталых школьников [7]. Большинство затруднений, возникающих при формировании положительных личностных качеств у умственно отсталых детей, связаны не столько с неразвитостью мотивационных, волевых, познавательных предпосылок к учебной деятельности, сколько с грубыми искажениями эмоциональных качеств личности, структуры опосредованного поведения.

Является необходимым направление компенсаторной энергии умственно отсталых детей в процессы, носящие созидательный, социально значимый характер, вовлечение их в тех виды деятельности, которые могут заинтересовать воспитанников, высоко ценятся в молодежной и детской среде и вместе с тем выполняют образовательные функции. Подобные качества присущи художественно-эстетической культуре, способствующей усилению гуманизации специального образования. Преобладающая в настоящее время в общем образовании технократическая модель формирования личности, ориентированная на развитие сугубо утилитарных интеллектуальных и профессионально-трудовых способностей человека, показала свою нежизнеспособность, в связи с утратой общечеловеческих гуманитарных ценностей (семья, Родина, ответственность, доброта и др.). В современном образовательном процессе эстетическому воспитанию отводится место по «остаточному» принципу, занятия носят характер развлекательно-досуговой деятельности, и практически вытеснены из процесса обучения. Отсутствие компетентных специалистов и не соответствующая современным методическим требованиям материальная база усугубляют данное положение. Тем не менее, еще в середине позапрошлого века Эдуард Сеген указывал на эффективность эстетических средств для активизации психических процессов и преодоления нарушений эмоциональной сферы умственно отсталых детей. В современных исследованиях доказывается, что умственно отсталые дети отдают приоритет коллективным играм, спорту, труду, прикладным видам искусства [1-25]. Наиболее востребованной, среди различных направлений творчества для умственно отсталых обучающихся, является музыкальная деятельность, представляющая один из ключевых компонентов эстетического воспитания.

Отражая в художественных звуковых образах действительность, музыка обладает огромной по своему эстетическому воздействию силой, вызывая яркие эмоциональные переживания, способствует развитию воображения, воспитывает художественный вкус. Проблема влияния восприятия музыки на личность ребенка с умственной отсталостью давно интересует дефектологов. Так, по наблюдениям Эдуарда Сегена, ему не встречались умственно отсталые дети, не получавшие удовольствия от слушания музыки, по разному реагируя на нее: дети, с преобладанием реакций заторможенности, услышав музыку, выходили из оцепенения, начинали движения, передвигаясь ближе к источнику музыкального звучания, осуществляли попытки подпеть; гипервозбудимые дети под звуки музыки, особенно фортепианной, успокаивались, у них под влиянием музыкальных звуков, напротив прекращались аффективные состояния. Музыкой у умственно отсталых слушателей можно вызывать различные эмоциональные переживания. От того, насколько полно она опосредуется сознанием, зависит сила воздействия музыки на эмоциональную сферу человека. Понять содержание музыкального произведения и осознать средства музыкальной выразительности, означает обогатить эстетические чувства.

Современные нейропсихологические исследования установили, что музыкальные звуки воздействуют на центры коры больших полушарий головного мозга, мозжечок, таламус и гипоталамус, который выделяет психоактивные вещества, гормоны, оказывающие влияние на весь организм, испытывающий при этом ощущение удовольствия, комфорта. Возбуждение таламуса активизирует кортикальные центры. Различная роль левого и правого полушарий в восприятии музыки («дихотомическое слушание»), дифференцирует характер воздействия музыкального звучания на данные структуры: правое полушарие воспринимает образ музыкального произведения эмоционально целостно окрашенным, левое полушарие осуществляет аналитико-синтетическую функцию, различая интонации, мелодию, гармонию, динамику, тембр, ритм. Доказано наличие комплексного синхронного обоеполушарного характера музыкального восприятия, обусловленного личностными особенностями, образованием и опытом слушателя. Возникновение сильного эмоционального возбуждения оказывает воздействие на центры мозга, продуцирующие патологические влечения, тем самым тормозятся и вытесняются существующие патодинамические связи и образуются новые положительные переживания и установки. В процессе музыкальной деятельности наряду с произвольными психическими актами (зрительными, двигательными, осязательными, слуховыми музыкальными и внемузыкальными представлениями) возникают бессознательные психические реакции (эмоции, эстетические переживания). Данный факт обосновывает необходимость использования в музыкальном воспитании умственно отсталых детей специально подобранных музыкальных произведений, осуществляющих воздействие на аффективную сферу и высшие психические функции: внимание, восприятие, мышление, память, речь.

Активное восприятие произведения искусства – это творческий процесс, в ходе которого не только возникают эмоциональные состояния, но и как результат художественной реакции происходят процессы преодоления, разрешения этих эмоций («катарсис»). Под воздействием музыки упорядочиваются внутренние процессы эмоционального возбуждения, что вызывает значительный расход и уравновешивание нервно-психической энергии. С целью моделирования определенных эмоциональных состояний в качестве совокупности значимых раздражителей можно использовать специально подобранные музыкальные произведения.

Музыкальное воспитание в специальных (коррекционных) образовательных организациях для умственно отсталых обучающихся является одной из составляющих образовательного процесса, которое в комплексе с другими учебными дисциплинами способствует решению образовательных, воспитательных, коррекционно-развивающих и лечебно-компенсаторных задач. Овладевая различными видами музыкальной активности, обучающиеся самостоятельно применяют их в урочной, внеурочной деятельности, в ситуациях общения со сверстниками с нормативным интеллектуальным развитием. Участие умственно отсталых детей в музыкальной деятельности содействует формированию у них положительной эмоциональной установки и мотивации к музыке, обогащению музыкальных представлений, переживаний, эстетического отношения к природе, окружающему миру. Среди видов музыкальной деятельности умственно отсталых старшеклассников: слушание музыки, хоровое и сольное пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-дидактические игры, изучение элементарной теории музыки. Содержание музыкального воспитания способствует не только эстетическому воздействию на обучающихся, но и преодолению недостатков их познавательной деятельности, эмоциональной сферы и поведения. В ходе занятий музыкой отмечаются улучшение мышления учащихся, формирование целенаправленной деятельности и устойчивого внимания, нормализуя общий эмоциональный фон.

Одна из ключевых ролей в музыкально-эстетическом воспитании умственно отсталых детей отводится хоровому пению. Тщательно выбирается песенный репертуар, а также методические приемы и средства вокально-хорового обучения, учитывающие индивидуальное своеобразие каждого ребенка. Разучиванию песни с умственно отсталыми детьми уделяется больше времени, чем в массовой школе, обращая внимание на первое прослушивание, выразительность исполнения, познание эстетической ценности песни. Красивое, слаженное пение помогает детям лучше понять красоту музыкального произведения, сформировать эстетический вкус. Важная роль в формировании навыка пения отводится правильному выбору репертуара, который должен учитывать требования доступности, эстетики, развивающей направленности.

Среди специальных условий музыкального воспитания умственно обучающихся можно выделить следующие: наличие образовательных программ, учебно-методических пособий; применение динамического подхода в изучении положительных изменений в эстетической и музыкальной культуре учащихся; применение индивидуальных и фронтальных коррекционно-педагогических технологий, способствующих преодолению, как персональных, так и общих для всех учащихся нарушений; вовлечение в процесс музыкального воспитания всего педагогического коллектива и родителей обучающихся.

Современный этап развития специального образования призван возродить и удовлетворить национально-культурные запросы общества, определяемого национальным самосознанием в содержании музыкального и эстетического воспитания. Именно школа позволяет сформироваться новым носителям национального достояния и творческого продолжения. Специальной школе, открытой для внешнего взаимодействия с организациями общего и дополнительного образования, учреждениями культуры, общественными объединениями, отводится ведущая роль в приобщении и погружении учащихся в родную национальную культуру, историю, обычаи и традиции своего народа, что и составляет суть эстетического воспитания.