Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

THEORETICAL-METHODOLOGIC APPROACHES TOWARDS DEVELOPMENT OF LAW COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS

Eliseenko О.V. 1, 2
1 South-Ural state university
2 South-Ural state humanitarian pedagogical university
The article substantiates the neсessaty of development of law competence of future teachers of higher education and analyses theoretical methodologic approaches (socialy oriented, law and participial) towards the development of law competence of future teachers, which will give the opportunities to demonstrate the integrity of the process of law competence, to determine the diversity of connection types and to collect them into a single theoretical picture. The application of each approach to future teachers law competence is also described. The analyses approaches admit the creation of structural and functional models of developing law competence of future teachers, which is designed as a system of elements revealing the structure of law preparing, structural and functional content of all-around training and personal formation of a teacher, internal and external relations united by common purpose. The article evaluates the prospects of suggested model.
low competence
social oriented approach
low approach
participial approach
structural and functional model
theoretical-methodologic approach
future teacher

Процесс подготовки будущего бакалавра-выпускника университета является приоритетной задачей высшего образования. Определение современных путей развития высшей школы сопряжен с расширением правового и законодательного пространства, что проявляется в формировании и внедрении новых образовательных стандартов третьего поколения, разработке компетентностных моделей.

Развитие правоведческой компетенции будущих учителей начинается в ходе правового обучения студентов, целью которой выступает установление готовности к решению профессиональных задач на основе права. Владение юридическими знаниями и понятиями являются существенным компонентом профессиональной подготовки современного педагога с высшим образованием. Крайне важна работа над обретением углубленных и всесторонних правоведческих знаний, их переработка и осмысление; возможность переводить методические и теоретические положения в правовые действия; возможность к рефлексивной оценке своей деятельности и её результатов.

Необходимость развития правоведческой компетенции будущих педагогов в вузе является очевидной. Стратегической целью высшего образования встает задача развития личности с высоким уровнем правовой культуры и правосознания, способной не только приспособиться к стремительно меняющемуся законодательству, но и гарантировать своей правоведчески компетентной деятельностью последующее устойчивое развитие общества.

Выбор теоретико-методологической основы развития правоведческой компетенции будущих преподавателей в вузе, определяющей конкретный подход к познанию, выступает главенствующим для исследования и получения результатов.

Для получения поставленной задачи необходимо выявить и провести анализ ключевых положений и действующих методов исследования, осуществить оценку их перспективности, возможности использования в качестве инструментария последующего познания [2].

Высококвалифицированная подготовка будущего педагога невозможна без сформированной модели обучения, наглядно позволяющей показать ее структуру, содержание и специфику. Под моделью обучения в данном случае необходимо признавать систематизированный комплекс главнейших закономерностей установления образовательной деятельности [4].

Цель исследования – изучение теоретико-методологических подходов к развитию правоведческой компетенции будущих педагогов.

Разработка модели развития правоведческой компетенции будущих учителей основывается на применении теоретико-методологических подходов, дающих возможность показать целостность процесса развития правоведческой компетенции, выявить многообразие типов связи и соединить их в общую теоретическую картину. Данная взаимодополняющая разработка разрешает: 1) произвести комплексное исследование процесса развития правоведческой компетенции будущих учителей; 2) разработать эффективно работающую модель этого процесса.

При создании модели развития правоведческой компетенции будущих учителей, содействующей более высокому уровню усвоения преподаваемого материала и его эффективному применению в будущей профессиональной деятельности, необходимо использовать по данным осуществленного нами исследования, социально-ориентированный, правовой и партисипативный подходы.

Основа социально-ориентированного подхода определяется восприятием социализации как индивидуального творческого процесса вовлечения личности в социальные взаимоотношения, осознания их и наполнения индивидуальным содержанием.

Социально-ориентированный подход (Б.Г. Ананьев, М. Вебер, П.А. Сорокин и др.) выполняет роль общенаучной первоосновы исследования, имеющей отношение к высокому уровню методологии и применяемой во многих отраслях научного знания (философия, психология, экономика, социология, культурология и др.). Актуальность применения данной стратегии обусловлена тем, что в современных условиях общественного развития в России преобразовались требования социума к личности, к ее установкам, ценностям. Обществом востребована личность с развитыми компетенциями: способностями, качествами, обуславливающими ее как гражданина и представителя социальной жизни. Образование является механизмом социализации (социогенеза), поддерживающим или препятствующим выявлению индивидуальности личности, а вариативность образования – это средство увеличения возможностей компетентного выбора личностью профессионального пути и её саморазвития.

Ориентированное на социализацию профессионально-компетентностное образование будущего педагога является механизмом социализации (социогенеза), способствующего выявлению индивидуальности личности. Это возможность расширения компетентного выбора личностью профессионального пути и её саморазвития. Процесс формирования правоведческой компетенции будущего педагога устанавливает, что внедрение этой функции образования может быть осуществлено только в социально-образовательном пространстве, включающем систему внешних (целостная культурно-информационная среда вуза, ценностно-диалоговая координация всех субъектов образовательного процесса, социогуманная событийность жизнедеятельности будущих педагогов) и внутренних (формирование у будущего учителя «Я – концепции», социального самосознания и умений самореализации в мире общественно весомых ценностей) условий. Изучение научной литературы предоставило возможность предположить под социально-ориентированным подходом такую систему исследования и построения образовательного процесса, которая гарантирует возможность моделирования образовательного процесса в высшей школе соответственно требованиям ФГОС ВПО, предъявляющими заказ на будущего учителя, воспринимающего общественно значимые ценности как личные, демонстрирующего социальную инициативу.

С позиции правового подхода (С.С. Алексеев, Н.А. Катаев, Л.Н. Панченко и др.) профессиональная подготовка будущих учителей к работе рассматривается как процесс, обеспечивающий развитие профессионального правосознания, правового мышления, характеризующегося степенью определенного отношения к закону как к наивысшей ценности, стоящей в демократическом обществе вне конкуренции.

Сущность правового подхода заключается в том, чтобы обеспечить поведение, согласующееся с потребностями, интересами и ценностями современного общества, находящими воплощение в правовой системе. Правовые дисциплины необходимо преподавать не как комментарии соответствующих законодательств, а как науку с основополагающими правовыми терминами и конструкциями, способами и формами их практической реализации, используя при этом примеры из отечественного и зарубежного законодательства, ибо профессиональное правосознание зависит, прежде всего, от высокой правовой подготовки, умения самостоятельно применять в своей деятельности нормативно-правовые акты.

В изучаемом вопросе правовой подход должен включить все достижения права, педагогики, психологии, этики и эстетики в области развития правоведческой компетенции, так как начальных знаний отраслевых законодательств по данным вопросам недостаточно. Данные знания необходимо обеспечить пониманием основы права, правоведческой логики. В дальнейшем будущий педагог, применяя в своей деятельности различные методы воздействия, формирует у обучаемых адекватное отношение к нормам права и вырабатывает устойчивые навыки (поведенческие стереотипы) правового поведения личности.

Применение правового подхода к развитию правоведческой компетенции будущих педагогов необходимо, так как на новейшем этапе развития общества возрастает тенденция интеграции правовых знаний. Более чаще возникает необходимость в специалистах, которые могут мобильно применять правоведческие знания в своей профессиональной деятельности.

Партисипативный подход (Е.Ю. Никитина, Т.В. Орлова, М.В. Смирнова и др.) обозначает взаимодействие (а не воздействие) преподавателя и студентов для разработки и реализации совместного решения какой-либо проблемы, взаимосвязанной с правом, которое будет являться субъект-субъектным. В такой связи механизм этого взаимодействия становится близок к переговорам с целью обнаружения общности взглядов на ту или иную проблему.

Рассмотрение подхода партисипативности отвечает логике установления ценностных ориентаций будущего учителя, так как при данном подходе делается акцент на возможность активного участия будущего учителя в образовательном процессе, взаимодействия обучающихся друг с другом и с преподавателем, организации работы в режиме диалога, воспитания чувства взаимоуважения и терпимости у будущего учителя.

Партисипативность рассматривается как альтернатива авторитарности, директивности, принуждения. Основными слагаемыми партисипативного подхода, изучаемого нами в целях повышения у студентов вузов правоведческой компетенции являются:

а) формирование необходимых условий и установок, а также механизма для повышения взаимодействия между преподавателем и студентом;

б) диалоговое взаимосотрудничество преподавателя и студентов, построенное на паритетных началах;

в) совместное вынесение решений правоведческих коммуникативных задач педагогом и обучаемым;

г) всемерное совершенствование и применение индивидуальных и групповых возможностей;

д) добровольность и заинтересованность всех участвующих в образовательном процессе;

е) коллективное установление правовых проблем и поиск соответствующих путей для их решения [1].

Партисипативность в принятии решений предполагает открытое взаимодействие, обсуждение, сотрудничество в выработке путей разрешения правоведческих проблем совместными усилиями преподавателя и будущего учителя, что способствует формированию личных целей и мотивов обучаемых, и как следствие повышает мотивацию на выполнение принятого решения.

Таким образом, реализация партисипативного подхода в процессе обучения формирует стиль поведения будущего специалиста в нестандартных ситуациях, позволяет применять более гибкие технологии в обучении, переводит субъектно-объектные взаимоотношения преподавателя и будущих учителей в субъектно-субъектные, предлагает возможности для самореализации будущего учителя – будущего специалиста, а также улучшает и повышает качество правововедческой подготовки будущих педагогов [3]. Партисипативный подход является теоретико-методической основой, построенной на признании студента свободной, целостной, творческой личностью, умеющей по ходу совершенствования своего уровня правоведческой компетенции осуществлять самостоятельный выбор ценностей и самоопределяться в окружающем мире, способствует вовлечению будущего специалиста в решение спорных вопросов на основе взаимного участия и организации кооперативной совместной деятельности с преподавателем, а также межличностной коммуникации, что в последующем неизбежно приведет к продуктивному интегрированию в мировое сообщество.

Заключение

На основе указанных подходов выработана структурно-функциональная модель развития правоведческой компетенции будущих учителей, которая представлена в виде системы элементов, показывающих структуру правовой подготовки, структурно-функциональный состав многогранного обучения и профессионально-личностного становления педагогов, внешние и внутренние взаимосвязи, объединенные единой целью. Успешность функционирования модели развития правоведческой компетенции будущих учителей зависит и от верного выбора комплекса педагогических условий.