Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

PEDAGOGICAL SUPPORT OF GRADUATES OF BOARDING SCHOOLS AS A WAY OF THEIR COMPREHENSIVE SOCIALIZATION

1
1 Directorate of international experiments of the telecommunication educational project «Mariinsky Gallery named after M.D. Shapovalenko»
The proposed article includes the key program components of the international experiment on the theme «Pedagogical support of graduates of boarding schools as means of proper socialization», conducted on the basis of the educational institution of Voronezh region. «The boarding school № 1 for orphans and children left without parental care» (Director – Excellence in Public Education, full member of the International Public Organization «Academy of youth tourism and local history named after A. Ostapets-Sveshnikov» Victor Ilyin). In this paper we reveal the actuality, the purpose, object and subject of the pilot study. Its objectives for the next 5 years are divided into three main parts: law and organizational; methodological and psycho-pedagogical; financial and economical. Our hypothesis contains the conditions of definition of pupils in foster families provide a new quality of their proper socialization, the list of used methods and techniques. Described the innovative potential involved in this experiment. We present results of the research and discussion. It concludes the plan for the phased implementation of an experiment in the years 2016-2020.
pedagogical support
a graduate
a boarding school
orphans
socialization

Процесс реструктуризации школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации затрагивает чрезвычайно широкий спектр вопросов, связанных с жизнеустройством выпускников учреждений государственной поддержки детства. Несмотря на превалирование нового функционала учреждений, в которые будут реструктурированы школы-интернаты для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, постинтернатное сопровождение выпускников будет продолжать находиться в центре внимания таких учреждений, поскольку актуальность данной проблематики в настоящий период развития общества только возрастает. Задача сопровождения выпускников школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для их комплексной социализации тесно соприкасается с задачей проведения их широко направленного воспитания и развития. Решение обеих задач предусматривает воспитание воли, культуры поведения в коллективе, – например, на производстве, где выпускнику школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предстоит начать трудиться, навыков командного взаимодействия и других социализирующих факторов. Отправной точкой для этого на протяжении восьми лет является деятельное участие воспитанников, воспитателей и администрации КОУ ВО «Школа-интернат № 1 для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей» в Международном телекоммуникационном образовательном проекте «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко». http://my.mail.ru/list/papa888/. С другой стороны, его начинателями активными участниками являются организаторы Международных экспериментов и сотрудники ФГБНУ ИСМО РАО (в начале нашего сотрудничества – ИОСО РАО).

Учёные, педагогические сотрудники и их воспитанники совместно участвуют в поиске, отборе, классификации, редактировании и представлении в виртуальной Мариинской галерее мультимедийных материалов воспитательного и развивающего содержания.

Выпускники совершенствуют свои коммуникативные навыки и дистанционно, путём активного использования социальных сетей в интернете, а в реальном мире учатся продуктивно взаимодействовать в коллективе, повышают чувство ответственности за порученное дело, а также реализуют на практике множество других форм и способов социализации в рамках производственного объединения, организации или учреждения, сотрудниками которого они теперь являются. Разумеется, что детям при этом не знакомы такие понятия как «социализация», «социальная адаптация», «самоопределение» и др. Однако своевременная помощь им в формировании круга позитивного, достойного круга общения способна существенно сократить дистанцию, отделяющую выпускников от показателей модели их надлежащей социализации.

Цель исследования – разработать и апробировать механизм сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации.

Объект исследования – сопровождение выпускников как средство их комплексной социализации.

Предмет исследования – процесс сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации.

Задачи исследования на ближайшие 5 лет подразделяются на три основных блока: нормативно-правовые и организационные; методические и психолого-педагогические; финансово-экономические.

К нормативно-правовым и организационным задачам относятся:

1) создание пакета нормативно-правовых документов, обеспечивающих сетевое сотрудничество образовательных учреждений в области сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации.

2) совершенствование механизма функционирования телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» http://my.mail.ru/list/papa888/, направленного на реализацию модели сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации.

3) реализация новых подходов к организационному построению процесса в области сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации, используя дистанционные образовательные технологии;

4) организация повышения квалификации педагогических кадров, освоение ими открытых образовательных методик и технологий, ИКТ-компетенций;

5) формирование системы мониторинга работы в рамках телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», а также управления им с целью оптимизации работы в области сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;

6) разработка комплекса показателей педагогической эффективности работы образовательных учреждений, использующих ресурсы образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко»;

7) совершенствование процесса сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации в учреждениях, вовлечённых в экспериментальную работу образовательных учреждений с целью планомерного пополнения ресурсов «Мариинской галереи».

К методическим и психолого-педагогическим задачам относятся:

1) освоение педагогами нового информационно-образовательного пространства, организованного в области сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации среди учреждений и образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», а также способов и приемов поиска и использования в образовательном процессе сетевых образовательных ресурсов и технологий сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;

2) освоение педагогами практики составления и использования программ сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации, основанных на использовании сетевых образовательных ресурсов;

3) освоение педагогами новых форм организации образовательного процесса;

4) внедрение в практику педагогов-предметников открытых образовательных технологий, направленных на совершенствование процесса сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;

5) введение в педагогическую практику критериальной системы оценивания сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации с целью унификации подходов к оцениванию в рамках образовательного проекта;

6) освоение педагогами методов комплексного оценивания воспитанников, учитывающего результаты учебной деятельности в очном и дистанционном режиме обучения;

7) разработка психологическими службами образовательных учреждений методов максимально эффективного функционирования воспитанников и педагогов в рамках телекоммуникационного образовательного пространства.

К финансово-экономическим задачам относятся:

1) эффективное использование ресурсов образовательных учреждений, участвующих в реализации телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» с использованием дистанционного обучения;

2) определение экономических индикаторов эффективности работы образовательных учреждений в условиях сетевого взаимодействия;

3) разработка формы обоснования экономической целесообразности использования в экспериментальной деятельности дистанционных образовательных технологий и сетевых информационно-образовательных ресурсов;

4) проведение сравнительного экономического анализа эффективности использования ресурсов (образовательных, кадровых, организационных, материально-технических) в условиях образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», не использующих и использующих в образовательном процессе механизмы совершенствования процесса сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;

5) улучшение учебно-методической и материально-технической базы образовательных учреждений, участвующих в работе по данному эксперименту.

Гипотеза.

Сопровождение выпускников школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, становится средством их комплексной социализации, если:

– разработана нормативно-правовая база, обеспечивающая сетевое взаимодействие образовательных учреждений в процессе сопровождения выпускников КОУ ВО «Школа-интернат № 1 для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей»;

– освоен механизм построения телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» и реализована модель сопровождения выпускников КОУ ВО «Школа-интернат № 1 для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей», адекватной образовательным потребностям и ресурсному обеспечению образовательных учреждений, входящих в сетевое взаимодействие;

– сотрудниками освоено новое информационно-образовательное пространство, способы и приемы поиска и использования в образовательном процессе сетевых образовательных ресурсов и технологий сопровождения выпускников КОУ ВО «Школа-интернат № 1 для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей»;

– в педагогическую практику введена критериальная система оценивания результатов сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации с целью унификации подходов к оцениванию в образовательных учреждениях сети;

– сформирована система мониторинга работы телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», а также управления ею с целью оптимизации работы по сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации.

Перечень используемых методик:

– обобщение и анализ педагогического опыта сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;

– диагностика процесса сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;

– методика составления и использования программ формирования метапредметных результатов образования, основанных на использовании сетевых образовательных ресурсов;

– методика мониторинга работы телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» по сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;

– анализ продуктов деятельности образовательных учреждений– участников площадки.

Инновационный потенциал:

– построение и реализация модели сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;

– разработка технологии сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;

– введение в педагогическую практику критериальной системы оценивания результатов сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;

– формирование системы мониторинга работы телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» по сопровождению выпускников как средства их комплексной социализации.

Ожидаемые результаты:

– разработка и апробация механизма сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;

– решение нормативно-правовых, организационных, методических, психолого-педагогических и финансово-экономических задач.

Методы исследования:

– анализ и обобщение научных исследований и актуального педагогического опыта;

– диагностика характеристик процесса сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;

– анализ мониторинга работы телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» в сфере сопровождения выпускников;

– анализ продуктов и результатов деятельности учреждений-участников площадки.

По результатам экспериментальной работы планируется:

– метапрограммы педагогов-участников площадки;

– рекомендации образовательным и иным заинтересованным учреждениям по организации сетевого взаимодействия в решении проблемы;

– система мониторинга сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации;

– научно-методическая конференция «Сопровождение выпускников школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как средство их комплексной социализации».

План поэтапной реализации эксперимента

Первый этап – диагностико-ориентировочный – 2016 г.

– Проведение комплексного анализа по сопоставлению образовательных потребностей и ресурсов образовательных учреждений – участников сетевого взаимодействия. Выявление дополнительных потребностей в ресурсах сети.

– Определение модели сетевого взаимодействия базового образовательного учреждения (КОУ ВО «Школа-интернат для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей») с другими образовательными учреждениями.

– Конструирование единой региональной системы мониторинга сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации.

– Разработка содержания метапрограмм сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации.

– Проведение мониторинга образовательных потребностей выпускников (в рамках работы новых структурных подразделений, таких как, например, служба сопровождения выпускников).

– Ревизия внутренних образовательных ресурсов учреждений сети (профильные, базовые, элективные курсы для принимающих семей, лабораторная база, цифровые образовательные ресурсы).

– Мониторинг внутренних кадровых ресурсов (педагоги профильного обучения и предпрофильной подготовки, педагоги, обеспечивающие базовое образование, уровень ИКТ-компетенций педагогического состава, педагоги, имеющие квалификацию сетевых педагогов и сетевых тьюторов по вопросам сопровождения выпускников).

– Анализ возможностей информационно-технического обеспечения образовательного процесса учреждений – участников сетевого взаимодействия (компьютеры, принтеры, проекторы, экраны, наличие локальной сети, компьютерные классы, медиатеки, возможность выхода в Интернет и т.п.).

Второй этап – проектировочно-организационный – 2017 г.

– Утверждение сетевой модели использования информационно-образовательных ресурсов в решении проблемы сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации.

– Завершение комплексного анализа возможностей реализации потребностей выпускников базового экспериментального учреждения.

– Подготовка рекомендаций учреждениям государственной поддержки детства (в зависимости от типа) по организации сетевого взаимодействия.

– Освоение психолого-педагогической диагностики уровня эффективности сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации в условиях сетевого взаимодействия.

– Поэтапная реализация разработанных программ с использованием на занятиях школы принимающей семьи приемов открытых образовательных технологий.

– Отбор критериального аппарата, единого для всех участников телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко», реализации метапредметных программ.

– Выявление образовательных учреждений, готовых к обмену ресурсами в решении проблемы сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации посредством метапрограмм.

Третий этап – аналитико-корректировочный – «Совершенствование» – 2018–2021 гг.

– Подведение промежуточных итогов деятельности учреждений-участников телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» по реализации проблемы исследования.

– Диссимиляция положительного педагогического опыта на муниципальном, региональном, федеральном и международном уровнях.

– Проведение оценки эффективности использования ресурсов телекоммуникационного образовательного проекта «Мариинская галерея им. М.Д. Шаповаленко» в решении проблемы сопровождения выпускников как средства их комплексной социализации.