Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

Представление человека о реальном мире конструируется в сложной системе наук, каждая из которых не может развиваться изолированно от других. Область одной науки как бы накладывается на область другой (поскольку учебные предметы строятся в основном в логике той или иной науки, постольку они не могут быть изолированы друг от друга). В этом выражается основная необходимость реализации непрерывности графического образования, что неизбежно позволит поставить вопрос о подготовке выпускников к комплексному использованию всех изучаемых дисциплин, т.е. интеграции учебных дисциплин всех циклов в будущей профессиональной деятельности, а это неизменно приведет к повышению качества образования.

В качестве примера рассмотрим изучение такого обязательного предмета среди общеобразовательных дисциплин, как «Начертательная геометрия и инженерная графика», и специального курса горного черчения для студентов специальностей Горного института ЧитГУ.

Снижение аудиторного времени на изучение дисциплины привело к сокращению сроков обучения. По этим причинам образовались значительные перерывы в практическом использовании полученной графической подготовки, что негативно влияет на выполнение курсовых работ и дипломных проектов. Например, для специальности ГП («Подземные разработки») - на 1 курсе два семестра «Начертательная геометрия. Инженерная графика» и только на 5 курсе один семестр «Машинная графика». Во время таких перерывов частично забываются теоретические знания и навыки выполнения графических работ. Решить эту проблему можно использованием межпредметных связей.

Таким образом, программа графической дисциплины должна содержать примеры практического применения теории при решении прикладных задач. Это возможно, если классические геометрические задачи перефразировать в технические, применяя специальные термины. Попытки приблизить изучение предмета к будущей специальности даст возможность студенту, при обучении на первом курсе, понять нужность предмета и необходимость его глубокого изучения. В дальнейшем все приобретенные навыки будут применены на специальных дисциплинах, для выполнения курсовых проектов и дипломного проектирования.

Наглядным примером может служить решение многих инженерных задач по горному делу с применением методов начертательной геометрии и инженерной графики, заменяя классические геометрические термины на специальные по сути решаемой задачи. Так для специальностей горно-геологического профиля разработаны пособия, в которых предложено решение инженерных задач при помощи начертательной геометрии. Например, определение месторасположения установки для сейсмозондирования; определение истинной величины угла при вершине геологической складки; установление линии нарушения пласта полезного ископаемого; определение расстояния от центра заряда до пласта полезного ископаемого; определение расстояния между горными выработками (данные задачи решаются как в проекциях с числовыми отметками, так и в общем курсе начертательной геометрии). Условие задач задается дважды - языком геометрии и языком горного инженера.

В курсе специализированного черчения будущие горные инженеры проектируют горностроительные конструкции; разрезы и сечения по месторождению; определяют мощность залежей и т. д. Например, пособие «Проектирование обогатительной фабрики» (получившее гриф УМО РФ по образованию в области горного дела) студенты специальности «Обогащение полезных ископаемых» активно используют с 1 по 5 курс. Данное издание помогает овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для выполнения проектных работ на уровне современных требований производства.

Проектирование, технологическая подготовка производства, управление инженерными данными расцениваются сегодня как ключевые элементы, влияющие на бизнес предприятий. Само время диктует необходимость введения многоуровневой подготовки студентов. Для реализации этого проекта возможно предложение новой дисциплины «Компьютерное проектирование», изучение которой заканчивать курсовыми работами: «Проектирование обогатительной фабрики». «Проектирование шахты» и т.д.

Для выполнения чертежей кафедра черчения рекомендует выбрать графический редактор компании АСКОН систему КОМПАС. На период 2005-2007 г. количество предприятий пользователей данной программой увеличилось с 1300 до 2300. И эта тенденция растет. Данный редактор является не только машиностроительной системой, но и архитектурно-строительной, и также пригодной для выполнения горных чертежей любой сложности. Использование машинной графики в учебном процессе позволяет сокращать время на выполнение графических работ и повышает качество чертежей. Необходимо поставить на высокий уровень нормоконтроль технической документации, начиная с курсовых работ и проектов и заканчивая выполнением диплома. Студент должен ощущать жесткий контроль за оформление своих документов. Многие вещи в КОМПАСе просто невозможно сделать неправильно, благодаря чему чертежи студентов практически неотличимы от работ профессионалов. У студентов, постоянно повышающих свой уровень знаний по компьютерной графике, не возникнет трудностей в дальнейшем по специальным дисциплинам.

В качестве стимула возможно введение конкурса дипломных проектов, по результатам которого присуждать премии. Одним из требований к конкурсным работам - широкое применение средств САПР. В 2003 г. на заседании УМО в г. Москве было одобрено предложение Сибирской государственной автомобильнодорожной академии (СибАД г. Омск) защищать дипломные и курсовые проекты в электронном виде (без вывода листов на плоттер). В настоящее время СибАДе 50% дипломов защищаются в таком виде. В Московском горном институте на ежегодном симпозиуме «Неделя горняка» рассматривается опыт использования САПР КОМПАС в процессе обучения студентов.

Такая графическая подготовка позволит в дальнейшем с успехом применять свои знания на производстве.


Работа представлена на Общероссийскую научную конференцию «Новые технологии, инновации, изобретения», Иркутск (5-7 июля 2010). Поступила в редакцию 02.06.2010.