Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1 Rostov State Medical University

В любом обществе власть рассматривается, как возможность одних людей распоряжаться другими. Эффективность власти предусматривает создание таких условий, при которых обеспечиваются нормальные условия для социально-экономического развития страны в целом или ее территорий, то есть регионов и муниципальных образований. В условиях современного развития широкое развитие получают многоуровневые системы государственного управления. В демократическом государстве основой отношений между различными уровнями власти должно стать четкое разграничение полномочий между ними, формирование компетентности и ответственности каждого уровня власти перед народом. Формирование компетентности разных уровней власти зависит от эффективности выполнения ими своих функций и соответствующих данному уровню власти задач.

Местное самоуправление является тем звеном власти, которая наиболее близка к населению, именно на ее плечи ложится создание достойных условий для жизни людей и оказание широкого круга услуг. На современном этапе развития можно говорить о том, что местная власть в России оформилась. Де-юре четко определены функции, полномочия органов местного самоуправления. Именно органы местного самоуправления, избираемые населением муниципальных образований или образуемые представительным органом муниципалитета, является первичной структурой привлечения российских граждан к решению вопросов местного значения, их вовлечения в государственное управление, посредством формирования активной гражданской позиции. Развитие органов местного самоуправления является необходимым условием для эффективного развития структур правового государства и гражданского общества в России, в контексте дальнейшей модернизации нашего государства. Однако проблемы в развитии системы местного самоуправления, очевидны. Особенно остро это проявляется в настоящее время, когда идет новый виток трансформации муниципальной власти.

В условиях реформирования органов местного самоуправления выделяются трудности и противоречия в развитии, что существенно снижают их эффективность.

Одним из составляющих неэффективности органов местного самоуправления является низкая активность большинства населения. Для эффективной деятельности органов местного самоуправления необходимо упрочить взаимосвязь органов местного управления с населением муниципального образования. От степени вовлечения местного населения в процессы формирования органов местного самоуправления, их деятельность во многом зависит и эффективность работы органов власти на муниципальном уровне. В настоящее время процесс вовлечения граждан в местное самоуправление характеризуется их пассивностью, нежеланием занимать активные гражданские позиции в решении важнейших вопросов местного значения. В этой связи необходимо рассмотреть факторы способные привести к росту эффективности местного самоуправления, и помогут сделать данные структуры наиболее привлекательными и понятными для большинства населения. Для решения данной проблемы необходимо сформировать реальные рычаги контроля населения за властью и принимаемыми ею решениями. Местное самоуправление являясь самой близкой к народу структурой, должно создать основы для благополучного развития территорий и людей на них проживающих. А для этого необходимо реальное волеизъявление народа, их участие в выработке и принятии решений по всем вопросов жизни муниципалитетов. На практике, пока что, принятие решений по важнейшим вопросам – это прерогатива отдельных чиновников в органах местного самоуправления. Понимание неэффективности работы механизма по вовлечению граждан в работе муниципальных властных структур и ведет к тотальной пассивности местного сообщества и нежеланию интересоваться проблемами общественно-политического и экономического развития своего собственного муниципального образования.

Несмотря на ощутимые успехи муниципальной реформы, проблема дальнейшего совершенствования управленческого механизма по-прежнему остается весьма актуальной. Инновационная составляющая, в первую очередь, должна затронуть управленческие механизмы формирования органов местного самоуправления, используя современные технологии управления, такие как: умение быстро реагировать на внутренние изменения социально-экономических и политических условий развития, использование местного собственного потенциала, знание антикризисного менеджмента. Для того чтобы сделать работу органов местной власти открытой и эффективной необходимо решение проблемы кадрового обеспечения органов муниципального управления, квалифицированных в области муниципального управления. Поэтому немаловажным элементом роста эффективности органов местного самоуправления является кадровая политика, подготовка профессиональных и компетентных кадров, которые должны добросовестно выполнять возложенные на них функции, внимательно относится к нуждам местного сообщества. Необходимо, при формировании органов местного самоуправления, учитывать профессиональный компонент современных муниципальных служащих, их умение адаптироваться к современным вызовам, возможность применения инновационных технологий в решении важнейших вопросов развития конкретных территорий. При этом необходимо изменить правовое поле защищенности работников местного самоуправления и их ответственности, которое по сей день является крайне слабым. Необходимо сформировать механизмы по системе контроля и персональной ответственности управленца. Неразвитость гражданского общества, плохая кадровая политика (отсутствие «скамейки запасных»), низкий уровень правовой культуры избирателей, в целом негативно сказываются на развитии структур местного самоуправления и их эффективности.

Усилить управленческий потенциал призван закон (136-ФЗ от 27.05.2014 г.) по которому регионы получили право самостоятельно выбирать способ избрания глав муниципальных образований – либо всенародным голосованием, либо путем привлечения «сити-менеджеров» из состава представительного органа власти.

И в этой связи закономерно встает вопрос, а что эффективнее в развитии местного самоуправления: сетевые менеджеры или выборность администрации районов? Выборность главы местного самоуправления говорит о достаточно высокой харизме политического лидера, его умении привлечь внимание. Однако наличие харизмы еще не говорит о профессионализме политического лидера. Как правило, они связаны популистской риторикой, для того чтобы победить на выборах, они дают любые обещания, которые хотят услышать их избиратели. При этом харизма лидера не гарантирует способность эффективно осуществлять управление. Вводимая должность «Сити-менеджер», представляет собой работу по контракту, что может быть более эффективным в условиях современного политического развития. Ситивые менеджеры это кадровые работники, которые гораздо профессиональнее и компетентнее избираемого мэра или главы района. В случае не выполнения контракта со стороны сити-менеджера, собрав двустороннюю комиссию, его значительно легче уволить, чем всенародно избранного мэра, наняв нового. Но это человек «со стороны», у него может отсутствовать «личностное» («болеть за район») отношение к району, так как он является работником по контракту и в любой момент может разорвать контракт. Что лучше – покажет время, но для эффективной работы ситивых менеджеров необходимо профессиональное формирование кадровой политики.

Одним из основных факторов роста эффективности местного самоуправления, несомненно, является развитая информационная политика. Однако в действительности многие законы, из-за некачественного развития информационных ресурсов, не достигают уровня местного самоуправления. Для решения данной проблемы необходимо создать условия для правдивого, полного изложения законов, их объяснения, объективной интерпретации, что позволит более эффективно работать муниципальным образованиям. То есть для роста эффективности органов местного самоуправления, для активного вовлечения населения в проблемы муниципальных образований необходимо формирование единой информационной основы, объективного информационного пространства. В системе местного самоуправления доступность и открытость позволяет местному сообществу получать правдивую информацию о происходящих событиях и принимаемых органами власти решениях, что способствует формированию собственного мнения и возможности более эффективно контролировать деятельность органов власти всех уровней. Именно через развитие информационного поля возможно формирование тесной связи между органами власти и гражданами, повышения их гражданской активности, что будет способствовать более эффективному функционированию самих органов местного самоуправления. Низкий уровень развития информационной политики создает прецедент для слабой открытости и доступности органов власти, в частности на местах, формирования неправильной оценки их деятельности, неверия людей во властные структуры, а вследствие этого, и их отстраненности от общественно-политической и экономической жизни. Решение данной проблемы возможно через взаимодействие муниципальной власти и населения, а для этого необходимо достичь прозрачности и открытости в работе органов власти, правдивой и объективной информированности населения. При этом не надо забывать о том, что муниципальная власть, выбранная народом, должна выражать интересы местного сообщества и в первую очередь нести прямую ответственность за свою деятельность перед народом, а не только перед вышестоящими структурами государственной власти.

Как показывает анализ развития муниципальных образований, для осуществления своих полномочий им не хватает денег. Недостаточность финансового обеспечения местных бюджетов, финансовая зависимость муниципальных органов от региональной власти негативно сказывается на эффективности работы и реализации полномочий по решению проблем местного уровня. В последние годы прослеживается тенденция переложения основной социально-экономической нагрузки с «плеч государства на плечи муниципалитетов». Так органам местного самоуправления приходится решать проблемы социальной защиты своего населения, в частности, на плечи муниципалитетов легли расходы по содержанию инфраструктур, образования, здравоохранения и т.д. При увеличении социально-экономической нагрузки на муниципалитеты неминуемо должна возрастать и финансовая помощь со стороны государства, но на лицо обратная тенденция, финансовое обеспечение органов местного самоуправления неуклонно падает. Решение данной проблемы возможно при решении вопроса финансовой помощи муниципалитетам со стороны государства, но при этом надо создать эффективные меры борьбы с коррупцией. Однако не следует полагаться только на государство. Местные власти должны проявлять активность в создании и развитии местного хозяйства, формировать привлекательное экономическое пространство для инвестиций, работать с бизнесом, создавая комфортные условия для его развития на своих территориях. Создание здоровой и работающей экономики делает власть на местах эффективной и дееспособной.

Однако очень часто наблюдается неэффективное использование денежных средств, а иногда и прямые хищения. Для борьбы с хищениями необходимо санировать все ветви власти на всех уровнях. Коррупция на муниципальном уровне оказывает негативное влияние на все стороны жизнедеятельности местного сообщества, ведет к утрате доверия к местным органам власти и формированию отстраненности населения от проблем своего муниципального образования, что еще больше усложняет процесс формирования и развития гражданского общества.

Одним из главных выводов данной статьи сводится к тому, что развитие местного самоуправления является немаловажным условием формирования правового государства и гражданского общества в России, его развитие является одной из важнейших задач дальнейшей модернизации страны.