Успешность функционирования системы здравоохранения в значительно мере обеспечивается устойчивостью и эффективностью лечебных учреждений – организационных структур этой системы [8, 10, 11, 12]. Медицина является ареной взаимодействия субъектов не только в триаде «врач – сестра – больной», но и в других психологически нагруженных системах отношений: «врач – пациент»; «врач – врач»; «врач – руководитель»; «медицинская сестра – врач»; «медицинская сестра – больной» и т.д. [9, 14] Успех и эффективность профессионального взаимодействия обеспечивается, в конечном счете, профессионализмом лечащего коллектива, мотивацией работников, их удовлетворенностью профессиональной деятельностью, компетентностью руководителя, грамотностью построения системы менеджмента [1, 4].
Поиск психологических закономерностей функционирования организационных структур является центральной задачей организационной психологии – относительно молодой отрасли в системе научной и прикладной психологии, изучающей все аспекты психической деятельности и поведения людей в организациях с целью повышения эффективности и создания благоприятных условий для труда. Отраслевая разрозненность эмпирических данных, на которых базируются современные организационно-психологические исследования, традиционное следование психологов труда конструктам индустриальной психологии, от которой отпочковалась организационная психология несколько десятилетий назад, обусловливают крайне слабую представленность феноменологии организационно-психологических процессов в непроизводственных сферах профессионального труда, в частности – в медицине [5, 6, 7].
В процессе осуществления преподавания отдельных аспектов организационной психологии на кафедре общественного здоровья факультета повышения квалификации и последипломной подготовки специалистов для достаточно широкого контингента руководителей медицинских организаций (первые руководители и их заместители, руководители ведущих отделений), стало понятно, что обучаемые испытывают необходимость в практическом использовании представлений, получаемых в процессе занятий.
С целью облегчения этого процесса, кафедрой разработано специальное пособие, изданное значительным тиражом [3], что дало возможность обеспечить им основную массу врачей-руководителей. Учитывая практико-ориентированную направленность пособия, авторы старались максимально упростить язык изложения материала, чтобы он был доступен тем, кому эта книга адресована – врачам, руководителям медицинских организаций. В пособии даны психодиагностические методики с разъяснением назначения и порядка использования каждой, обобщения и интерпретации результатов [7, 13]. По ряду методик приводятся примеры интерпретации, полученные на репрезентативных выборках медицинских работников Кубанского региона.
Для облегчения работы с пособием и возможности использования его в режиме дистанционного образования нами дополнительно издан вариант пособия в виде носителя на CDR.
Структурно пособие включает четыре раздела. В первом разделе приводятся наиболее целесообразные методы исследования психологической специфики врачебного труда. Второй раздел включает современные методики диагностики профессионального стресса, его выраженности на индивидуальном и групповом уровне, симптомов профессионального «выгорания» врача, а также ресурсов совпадающего поведения.
Применение материала, содержащегося в третьем разделе, позволит проанализировать ценностно-смысловую, мотивационную сферу субъекта медицинского труда. Четвертый раздел пособия адресован руководителям, заинтересованным в самоменеджменте. Здесь даются современные методики самодиагностики управленческих компетенций, лидерских стилей. В данном разделе выделен актуальный аспект организационной психологии – диагностика корпоративной культуры, являющейся важным рычагом реализации миссии организации и стратегии управления медицинской организацией.
В книге представлены психодиагностические методики, имеющие высокий информативный ресурс для определения тактики работы с медицинским персоналом лечебных учреждений. Значительная часть представленного материала прошла практическое испытание в среде руководителей медицинских организаций в период обучения в системе непрерывного профессионального образования на кафедре общественного здоровья и здравоохранения ФПК и ППС Кубанского государственного медицинского университета.
Пособие рекомендуется для применения в процессе отбора, аттестации, оценки, адаптации медицинских кадров; при целенаправленной деятельности руководителей по формированию психологического климата в коллективе, организационной культуры, снижению факторов риска развития профессиональных дезадаптаций; в качестве учебного пособия для последипломного обучения курсантов – организаторов здравоохранения