Следует отметить, что отношения между национальностями характеризуются рядом особенностей. С одной стороны, интеграция, сотрудничество, толерантность как условия существования поликультурного сообщества, а с другой - этницентризмом, неприятием другой национальности, что проявляется не только в среде взрослых, но и среди детей, учащихся, оказывая негативное влияние на развитие и социализацию личности ребёнка.
Повышенное внимание к вопросам национальной культуры, воспитания этнической культуры, навыков коммуникативного общения, толерантных качеств обусловливает необходимость формирования этнопедагогической компетентности учителей начальной школы.
В современном обществе расширяется социокультурная среда деятельности педагога, заставляющая учитывать этнофакторы; учитель становится носителем общечеловеческих ценностей, выступает как представитель определенной культуры и этноса с развитым этносознанием и самосознанием, опытом общения и гуманного отношения к детям. От уровня готовности учителя к деятельности по формированию этнической культуры у учащихся во многом зависит уровень сформированности у учащихся базовых знаний этнокультуры, коммуникативных умений и навыков учащихся, их убеждений, нравственных качеств, позволяющих им успешно социализироваться в поликультурном образовательном пространстве, жить в дружбе и согласии с людьми других национальностей. В связи с этим возникает необходимость изучения готовности учителей к деятельности по формированию этнической культуры, и разработки теоретических и методических основ модели деятельности педагога по формированию этнической культуры учащихся. Эта проблема в многонациональном обществе принадлежит к числу наиболее сложных, поскольку затрагивает не только образовательные интересы и потребности, но и национальные чувства людей.
Анализ современной педагогической деятельности в образовательных учреждениях и исследований в области подготовки будущих учителей начальной школы свидетельствуют о том, что существуют необходимые предпосылки для формирования этнопедагогической компетентности учителей начальной школы. Однако, в вузовской системе профессиональной подготовки педагогов сегодня слабо используется воспитательный, образовательный и развивающий потенциал народной педагогической культуры. Из-за этого студенты - будущие учителя начальной школы - не готовы к эффективному использованию опыта народной педагогической культуры в педагогической практике.
В условиях модернизации образования и педагогической деятельности фактором профессионального развития педагога выступает его этнопедагогическая культура. Межнациональная среда стимулирует участников образовательного процесса на участие в принципиально новом виде коммуникации, ориентированной на деятельностный, операционный характер поведения. Данные тенденции привели к росту требований к этнопедагогической компетентности личности. Педагогу все больше требуются знания, сформированные навыки и умения использовать в межличностных отношениях с учащимися разной культуры и народности.
Профессионально-педагогическая компетентность в современной системе образования выступает неотъемлемым качеством учителя, свидетельством его осведомлённости и авторитетности в той или иной сфере его деятельности.
Профессионально-педагогическая компетентность проявляется в профессиональной активности педагога, которая позволяет характеризовать его как субъекта педагогической деятельности и общения. В качестве важнейшей составляющей профессиональнопедагогической компетентности следует рассматривать этнопедагогическую компетентность, рассматриваемую нами как интегральное свойство личности, выражающееся в наличии объективных представлений и знаний, накопленных человечеством народных и воспитательных традиций, реализующихся через умение и навыки, способствующих эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию, реализации этнопедагогических принципов воспитания, использованию методов и средств этнопедагогики в воспитании учащихся начальной школы.
Развитие этнопедагогической компетентности учителей начальной школы, на наш взгляд, возможно в условиях методической работы в школе.
В процессе методической работы развиваются компетентность, профессионализм, педагогическое мастерство учителя, происходит обогащение их психолого-педагогических, дидактических, методических знаний и умений, развитие профессионально ценностных ориентаций и качеств, творческого стиля мышления, освоение новых педагогических технологий, формируются потребности в профессиональном самообразовании, саморазвитии и полноценной самореализации в избранной профессии.
Работа представлена на Общероссийскую научную конференцию «Проблемы качества образования», Иркутск (5-7 июля 2010). Поступила в редакцию 15.06.2010 г.