В статье обсуждаются проблемы современного высшего профессионального образования в российских вузах и предлагаются способы их решения.
По мнению социологов, проводивших исследования в ведущих российских вузах [1], в современном высшем профессиональном образовании наметился целый ряд проблем:
1) вовлеченность в учебу российских студентов гораздо меньше, чем, например, американских, хотя они проводят в аудитории больше времени. Это обусловлено тем, что в университетах вроде Стэнфорда и Гарварда студенты находятся на переднем крае науки, что очень мотивирует к получению знаний. Слабая вовлеченность российских студентов обусловлена тем, что техническая база российских вузов относительно слаба, а уровень зарплаты в нашей стране не зависит от уровня знаний и умений.
2) в связи с введением ЕГЭ и переориентацией школьного образования на гуманитарные науки уровень подготовки по физике и математике существенно снизился, при этом подготовка современного специалиста в области технических наук требует от него высокого уровня владения физикой и математикой. В результате преподаватели высшей школы вынуждены при подготовке учебного материала ориентироваться на слабо подготовленное большинство, снижая тем самым уровень образования и вызывая потерю интереса к учебе у отдельных способных и хорошо подготовленных студентов.
Каковы пути решения проблем?
Необходимо усилить профориентационную работу со школьниками, чтобы абитуриенты как можно больше знали о своей будущей профессии; организовывать специальные профильные классы при университетах, проводить лекционные, практические и лабораторные занятия с приглашенными специалистами.
В вузах при обучении студентов использовать по максимуму все доступные инновационные обучающие технологии: методы когнитивной технологии; презентации и компьютерный демонстрационный эксперимент на лекциях; компьютерные лабораторные работы [2]. Кроме того, представляется важным, чтобы в каждой лекционной теме лектор уделял особое внимание не только базовым вопросам, но и обращал внимание слушателей на новейшие изобретения в данной области науки.
Лекционный курс дисциплины «Физика, математика», читаемый в Тульском государственном университете студентам специальности «Лечебное дело», строится именно таким образом. В качестве примера приведем план лекции по теме «Микроскопия»:
1. Лупа.
2. Оптическая система микроскопа. Увеличение микроскопа. Предел разрешения и разрешающая способность. Полезное увеличение.
3. Специальные приемы микроскопии.
4. Электронный микроскоп.
5. Микроскопия сверхвысокого разрешения: STED-микроскопия, PALM-микроскопия.
В лекции отмечается, что использование электронного микроскопа позволило увидеть отдельные молекулы, в том числе и молекулы многих биологических систем. Фокусировка электронного пучка осуществляется в вакууме, а вакуум искажает собственные свойства биологического объекта (например, за счет испарения воды с поверхности). Поскольку электронный микроскоп требует специальной обработки клеток, в ходе которых они гибнут, это исключает их прижизненное наблюдение.
В разделе, посвященном микроскопии сверхвысокого разрешения подчеркивается, что за разработку ее методов в 2014 году Эрик Бетциг (Медицинский институт Говарда Хьюга, США), Штефан Хелль (Институт биофизической химии Общества Макса Планка, Германия), Уильям Мернер (Стэнфордский университет, США) получили Нобелевскую премию по химии. Оптическая микроскопия сверхвысокого разрешения основана на использовании флуоресцентных молекул, что позволяет преодолеть дифракционный барьер при исследовании биологических объектов. Слушателям лекции объясняется суть явления флуоресценции и методов микроскопии высокого разрешения. Подчеркивается, что благодаря этим методам можно наблюдать клеточные органеллы, их фрагменты и даже взаимодействие молекул друг с другом, то есть, вести наблюдение за внутриклеточными процессами «in vivo».
Таким образом, чтобы поддерживать у студентов интерес к учебе, необходимо по возможности доступно, но в тоже время на высоком научном уровне рассказывать им о самых передовых достижениях науки.