Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425


1000 KB
Сегодня возникла необходимость пересмотреть педагогическое образование учителя с позиций гуманистического подхода, придать ему индивидуально и личностно ориентированный характер. Такое педагогическое образование на всех его этапах в центр внимания ставит не только индивидуальные особенности тех, кого предстоит обучать и воспитывать учителю в школе, но и его индивидуальные особенности, его самобытность, самоценность, субъективный опыт и т. д. Традиционно учитель готовился как трансформатор закономерностей и принципов учебновоспитательного процесса. Мастерство педагога долгие годы рассматривалось как определенный уровень знаний, умений и навыков в предметной области. Сегодня внимание к внешним проявлениям педагогической деятельности обогащается вниманием и к ее сущностным проявлениям. А это требует от учителя глубокого понимания тех своих личностно-профессиональных особенностей, осознанное использование которых делает его более продуктивным. Педагогическая наука, теория и практика центр внимания переносит на сложный внутренний мир учителя, индивидуально-ориентированные способы его развития и гармонизации. Не изучив и не понимая себя, учитель не может обоснованно управлять собой, своим профессиональным развитием, корректировать профессиональную жизнедеятельность. Он существует в замкнутом круге одних и тех же профессиональных ошибок, недостатков, конфликтов. Не видя их первопричины, не может проследить причинно-следственные связи, не может быстро и пластично откорректировать отдельные негативные проявления конкретной педагогической деятельности и на общеличностном уровне.

Одной из ведущих проблем подготовки учителя на современном этапе является формирование не только его познавательной и профессиональной активности, но и активизация способности к профессиональному самопониманию и самосовершенствованию. Сущностный смысл этого процесса заключается не в присвоении всего многообразия средств педагогической деятельности, средств взаимодействия с развивающимся учеником, а в подборе оптимальных и продуктивных для конкретного учителя средств воздействия и личностного взаимодействия со школьником. Содержанием и характером профессиональной подготовки должна формироваться его готовность (теоретическая, мотивационная, практическая) к самопониманию, гармоничной внутренней интеграции.

Логика формирования Я-концепции учителя позволяет выделить в ходе психологопедагогической подготовки следующие этапы данного процесса:

  1. Знакомство студента педвуза с особенностями общей структуры индивидуальности учителя, механизмом и условиями ее развития.
  2. Систематическое углубление студента в понимание сущности своих личностнопрофессиональных особенностей.
  3. Учет особенностей функционирования отдельных элементов индивидуальности учителя и ее в целом.
  4. Создание будущим учителем индивидуально-приемлемой модели в качестве объединяющего центра, позволяющей интегрировать результаты профессионального самопознания, самопонимания и самодетерминации на базе теоретической модели, имеющей концептуальную основу.
  5. Систематическая коррекционная работа на основе показателей созданной в профессиональном сознании учителя теоретической модели.

Для того, чтобы осуществить этот процесс, в качестве инструмента профессиональной самодетерминации может использоваться теоретическая модель индивидуальности учителя как целе-смысловой центр. Она позволяет осуществлять процесс профессионального самопознания научно обоснованно, уйти от эмпирических показателей. Одновременно, позволяет четко организовать данный процесс на практике. Наукой доказано, что функционирование системы подчиняется той цели, которую она ставит перед собой: прием, хранение, переработка информации и принятие решения осуществляются относительно цели (представления будущего результата), ей подчиняются и оценки сигналов обратной связи [2]. Таким образом, необычайно важно поставить студента педагогического вуза в позицию субъекта индивидуального профессионального развития, способного самостоятельно формулировать свои цели, определять индивидуально приемлемые пути и средства, как самокоррекции, так и стратегий и тактик индивидуального профессионального развития в целом.

Теоретическая модель учителя является исходным теоретическим понятием и одновременно схемой - маршрутом, ориентируясь на который, он регулирует процесс своего личностного и профессионального роста, все глубже проникает в свои актуальные характеристики и возможности. В результате таких процессов профессионально-педагогические понятия наполняются конкретным личностноприсвоенным содержанием. Процесс профессиональной самодетерминации сложен, он развертывается от этапа к этапу. В каждый последующий момент выявляются все новые личностнопрофессиональные особенности и уточняются те, которые студентом уже выявлены у себя на предыдущем этапе. B ходе самопонимания постоянно происходит реконструкция имеющегося изначально образа-Я в направлении повышения его объективности. Конечный результат подготовки будущего учителя - личностнопрофессиональная Я-концепция - формируется на базе знаний и опыта, который накапливает как на учебных занятиях в институте, так и в ходе педагогических практик. Новые данные, получаемые в ходе самоисследования, не обязательно требуют ломки прежних представлений. Они работают на уточнение присущих будущему учителю особенностей. Таким образом, постепенно формируется целостная картина индивидуальности будущего учителя, которая носит характер принципиальной незавершенности. В ходе целенаправленного самоизучения образ-Я будущего учителя обогащается, накапливаются знания о средствах и способах самокоррекции и самосовершенствования в целом. Одной из важнейших особенностей работы учителя-мастера является его способность постоянно накапливать информацию о предмете своей профессиональной деятельности и соотносить ее со своими возможностями. Образ-Я учителя в конкретный момент является основанием для составления микропрограммы действий, а Я-концепция придает всей профессиональной деятельности глубоко продуманную логику.

Список литературы:

  1. Кузьмина М.В. Очерки психологии труда учителя - Л., 1967.
  2. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.

Работа представлена на Международную научную конференцию «Развитие научного потенциала высшей школы», ОАЭ (Дубаи), 4-11 марта 2010. Поступила в редакцию 18.02.2010.