Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 2
1
2

В маленьких рассказах, написанных в 60–80-е годы, мастерски изображены сельская жизнь простого казахского народа, ежедневная жизнь сельских жителей, взаимоотношения людей и волнующие их мысли и думы.

Например, в первом произведении С. Муратбекова «Моя младшая сестра» [1] красиво и творчески изображено, как младшая сестра студента – молодого парня, прибывшего на короткое время в город, так быстро изменилась, из маленькой девочки стала взрослой, все это передается с помощью разных психологических моментов. Перо писателя становится еще острее и нежнее, когда начинается рассказ о любви двух молодых людей. В этом рассказе реалистически изображены взаимоотношения между Алимой и Нурланом, сочувствие и доброжелательность сестры и подруги, безнадежные отчаяния молодой девушки в первое время.

В рассказе «Райгуль» тоже можно увидеть интересную жизнь, разные переживания молодого человека, закончившего учебу и приехавшего в село. Здесь даже можно посмеяться над молодым студентом, в рассказе есть и такие ситуации. Молодой парень, приехавший на каникулы, по дороге останавливается в доме друга отца, который живет неподалеку от станции. Его встречает дочь хозяина дома Райгуль. Она смотрит на парня как-то по-особому, кажется с ехидством и даже иронически. Девушка чувствует, что родители хотят быть сватами, а парень об этом совсем даже не знает. Ему девушка сразу же понравилась, и радуется тому, что приехал в колхоз поработать. В последний момент он узнает, что у Райгуль есть парень, и отказывается от мысли о женитьбе. С первого взгляда кажется, что ничего интересного в этом рассказе нет. Но здесь можно увидеть честность людей, верных традициям предков, их умение сохранить дружеские отношения, уважение друг к другу, их мысли и думы о будущем поколении, о своих обязанностях перед своими детьми, понять их дружбу и взаимоуважение.

Взаимосвязь между отцом и сыном, между родителями и молодым поколением, нежная, невидная на глаз, их тонкие духовные отношения в рассказе «Изморозь» нашли другое решение. Здесь молодой парень Сатай недоволен решением отца, который работу, которую должен делать сам, поручает ему, разбудив рано утром зимой сына, обучающегося еще в школе. Это можно понять, прочитав мысли мальчика: «Конечно, легко, лежа в теплой кровати, давать приказ. Лучше бы он сам бы встал, одел холодную одежду и пожалел бы меня, хоть бы раз подумал: «Сегодня же воскресенье, пусть отдохнет, пусть выспится». Какой там. Вообще почему взрослые люди любят приказывать? Что за привычка у них такая? Особенно отец Сатая. Как будто ему нравится, как он мучается, как ему тяжело. Фу!...».

Он едет в соседний аул, выполняет задание отца. По дороге он знкаомится с девушкой по имени Рабига из соседнего аула. Он берет у нее тот учебник, которого у него нет, и в результате от такого маленького путешествия получает много полезного.

Образ мальчика десяти-четырнадцати лет встречается и в других рассказах С. Муратбекова. Глазами детей писатель старается передать такие высоконравственные качества, как честность, чистота, правдивость, любовь к Родине, родной земле, ответственность детей перед родителями. Это образ Аяна в рассказе «Запах полыни», образ Бокена в рассказе «На разных путях», образы Канатая и его друга в рассказе «Осенняя извилистая дорога», внук старухи в рассказе «Мечта матери» – все они – плод труда писателя.

Сельская жизнь, проблемы молодых, их любовь, взаимоотношения отцов и сыновей занимают особое место в рассказах Сайына Муратбекова.

Главный персонаж рассказа «В начале Ушкары» – любвеобильный человек. Его детская подруга, с которой вместе провел детство, Загипа – мать восьмерых детей, а у сестры – девять детей. Вместе с тем сам двадцатисемилетний кандидат наук, имея только одного ребенка, не стесняется этого. Он уже стал чисто городским. До сих пор приезжает в село, гордится тем, что молодые девушки заглядываются на него. Писатель точно нашел и описывает внутренние изменения современного человека, неискренние его намерения, надменность, эгоистичный характер.

В рассказе «Кто-то» писатель изобразил подхалима, превратившегося в тень одного из начальников; он описывает его желание, когда тот из села для своего начальника захотел привезти мясо фазана. В этих рассказах можно увидеть образ морально деградирующей личности советского периода, борьбу честных людей с теми, кто превращается в обывателей и мещан.

Итак, настоящие герои рассказов С. Муратбекова не те, кто отстал от жизни или не те, кто не смог уехать в город и поэтому остался в селе. Это люди, которые всей душой любят свою родину, родную землю, отдают все свои силы и знания для процветания своей страны, для чего трудятся днем и ночью. То, что С. Муратбеков в своих рассказах описывает нам жизнь многодетных семей, благородных людей, такие святые качества, как нравственность, доброта, терпимость, умение преодолевать трудности, делает его произведения бесценными и нравоучительными. В рассказах писателя «Первый снег», «Ветки Каментогая», «Весенний посев» рассмотрение этих тем достигает своего апогея. Писатель, описывая жизнь отдельных людей, с новой стороны смог показать трудолюбие, всепрощаемость, организованность, уважение к старшим, а также некоторые национальные качества, присущие только казахам.

Во многих рассказах писателя Дулата Исабекова, написанных в 1960–1980-е годы, описываются жизнь и быт простого казахского села и повседневная жизнь его жителей. К таким произведениям можно отнести «В пути», «Крепкое ухо», «Главный дом», «Старики», «Старухи», «Аклима», «Зять», «Братья». В этих произведениях художник слова, изображая казахские села, простую жизнь их жителей, показал образ общества, происходящие в нем изменения и дыхание того времени.

Главный герой рассказа «Шойынкулак» («Крепкое ухо») – Алданыш. Но народ совсем забыл об его настоящем имени, и все зовут его Шойынкулаком. В здоровом, крепком, строгом на вид, неуклюжем Шойынкулаке трудно было увидеть его нежное сердце, широкую душу и доброту. Сначала и Султан тоже был такого же мнения о нем. А в первый же день работы, когда не справился с поставленной перед ним задачей, он и почувствовал на себе чистую опеку, благородство Шойынкулака. После этого он так полюбил героя рассказа, что считал его своим братом, родным и близким человеком.

Шойынкулак – настоящий человек труда, не знающий хитрости, злобы, коварства и подлости, он широк душой, как казахская бескрайняя степь, которую так сильно сам любит. У него доброе и нежное сердце, чистая и благородная душа, которые не вписываются в его строгий и крепкий вид. Он влюблен в девушку по имени Назира, любит ее так, как умеют любит честные и благородные люди. Но девушка не понимает его чувства, честные намерения и всю его душу. Она не только не понимает его, но и смеется над ним, обзывая его «Шойынкулаком», унижает его, задевая честь молодого человека. Особенно его обидело то, что Назира не поняла его чувств, превратила их в насмешку, поэтому обиженный и оскорбленный, он за одну ночь исчезает без вести из аула.

Рассказ заканчивается тем, что Алданыш возвращается в родное село.

«Соскучился по степи, а потом, дурачок ты мой, я же по тебе сильно соскучился», – сказал он, гладя меня по голове. В его голосе были какие-то изменения, то ли от того, что не сдержался, то ли от дрожи, не знаю» [2, с. 40].

Читая это произведение писателя, как будто узнаешь знакомых нам людей, которых мы видим каждый день, с которыми ежедневно общаемся, знаем их душу, характер и привычки. Однако истинно и то, что не всегда можно встретить людей, которые с виду строгие, а в самом деле честные, открытые, нежные и трудолюбивые. Алданыш – один из тех уникальных людей.

Его натура, действия, братские чувства к Султану, его горячая любовь к Назире – все описано, на наш взгляд, честно и правдиво, мастерски переданы его переживания. Знакомясь с человеком, чей внешний облик никак не совпадают с внутренним миром, узнав об его человечности, доброте, честности, проникаешься к нему большим уважением. Автор в этом произведении с большим мастерством описал образ такого противоречивого человека; читая этот рассказ, убеждаешься, что за строгой, здоровой, неуклюжей внешностью, за таким немногословным, угрюмым на вид человеком кроются чистая детская душа, доброта, нежность, человечность и честность.

Дулат Исабеков в рассказах «Шалдар» («Старики»), «Кемпирлер» («Старухи»), «Агайындылар» («Братья») максимально реалистично описал повседневную простую жизнь спокойных, добрых, уважительных сельских жителей, которые выше всего ставят взаимоуважение и честность. Особое внимание уделил художник описанию образов стариков и бабушек, старался открыть в их характере присущие казахам качества. В его рассказах веселые, добрые и добродушные люди юга страны. Это трудолюбивые, высоконравственные люди, девизом которых являются доброта, здравомыслие и безграничная любовь к родной земле.

Рассказы «Шалдар» («Старики»), «Кемпирлер» («Старухи»), демонстрируют хорошее знание автором этнографической жизни современного села и его умение описать их реалистичными, привлекателными красками, что характерно перу Д. Исабекова.

В рассказе «Шалдар» («Старики») ключевыми являются образы стариков Кареке и Масакбая, они не просто сваты, но и друзья, единомышленники, близкие и честные друзья. В начале Кареке думал стать сватом со своим другом Шерали, хотел сына женить на его дочери. А когда единственный и любимый сын Кареке и его старухи Ергабыл привез домой издалека другую девушку, старики в начале вроде обиделись и расстроились. Однако от детей своих узнав, что новый сват Масакбай добропорядочный, честный и добрый человек, обрадовались.

Если традиции, которые Кареке строго соблюдал во время сватовства, знакомят читателей с казахскими обычаями, то решение Ергабыла и Назиры о разводе, которое они решительно приняли, не прожив вместе даже и года, как бы пропагандирует обычаи предков, что сноху лучше брать у знакомых людей. В целом в рассказе красочно переданы образы родителей, которые всегда готовы помочь своим детям, для чтобы те прожили счастливую и долгую жизнь.

По содержанию и рассказ «Кемпирлер» («Старухи») близок к вышеуказанному рассказу. Здесь особое внимание уделяется гостеприимству казахского народа. Единственной надеждой и опорой старухи, у которой умер сын, а сноха ушла из дома, был внук Турлыбек. Все богатство дома на окраине села было: две овцы, одна коза, полосатый кот и черный щенок. Несмотря на это, Калампыр апа была радушной, гостеприимной и отзывчивой хозяйкой. Когда родила сноха сверстницы Сыргакуль, она отдает в качестве подарка одну из двух овец. В образах матерей, которые каждый день встречаются за чашкой чая, беседуют, вспоминая прошлое, благодарят сегодняшний день, художник описал все те святые качества, присущие казахским женщинам. Калампыр апа переживала не только о будущем своего единственного внука, но и о том, что к дому, стоявшему на окраине села, никто не приходит.

Переживая об этом, она вспоминает гордые слова своих сверстниц-женщин, людей, которые постоянно приходят к ним в гости. В такие моменты в ее сердце появляется чувство зависти и сама же удивляется: «Почему к нам никто не приходит? Почему мы ходим в гости только в один дом, почему мы не приниимаем гостей, почему мы не веселимся. Где наши родственники, почему мы также как и другие не общаемся. Или они жалеют меня, чтобы я лишний раз не беспокоилась» [2, с. 72].

Итак, писатель, передавая речь, действия, радость и горе, характеры старых матерей, сохранивших и пропагандирующих национальные традиции и обычаи, мастерски изображает жизнь сельских жителей, душу и менталитет казахского народа. Образы Калампыр, Сыргакул, Зеркул, Катиры в этом рассказе – типичные образы казахских матерей. Наряду с типичными образами сельских бабушек, в этом произведении еще можно узнать многое о казахских традициях и обычаях.