Избранное направление деятельности кафедры определяет структуру подготовки специалистов-физиологов. Воспитание творческого подхода к процессу освоения избранной профессии, как правило, способствует решению задач по развитию самостоятельного мышления студентов. Это важно, прежде всего, для выявления и успешного использования интеллектуального потенциала студента во время учёбы в вузе. Именно такой подход к процессу освоения избранной профессии, как правило, повышает результативность и качество обучения. Однако это важно также и для дальнейшей реализации диапазона возможностей использования выпускников в научных структурах курортно-профилактического сектора нашего города, их прямого участия в НИР по биологическим и экологическим проблемам.
Интеграция образовательного процесса с научными направлениями ведущих ученых научно-исследовательских институтов воплощается в практической деятельности кафедры физиологии в полном соответствии со стратегией Сочинского института РУДН [1]. В результате этой интеграции на кафедре сформировался состав высококвалифицированных преподавателей, большинство из которых являются ведущими специалистами, руководителями научных направлений. Учёные выполняют более половины нагрузки, предусмотренной учебным планом. Прежде всего, это относится к дисциплинам специализации и позволяет успешно сочетать решение педагогических задач с формированием у студентов интереса к научной работе через их непосредственное участие в исследованиях. Таким образом, учебный процесс подготовки физиологов проходит в условиях, реально приближенных к творческой деятельности научных учреждений. Сотрудничество кафедры физиологии Сочинского института РУДН с научными учреждениями позволяет студентам получать знания на уровне передовых достижений биологической науки и способствует подготовке квалифицированных специалистов-физиологов, а также делает привлекательным сам процесс обучения [2]. В лабораториях НИИ медицинской приматологии РАМН и ВНИИ цветоводства и субтропических культур РАСХН студенты в процессе учёбы участвуют в научных исследованиях под руководством преподавателей кафедры. Наши студенты проходят практику по современным методам в биологии и медицине в клинике Научно-исследовательского центра курортологии и реабилитации (НИЦ КиР) с момента организации кафедры. Это даёт основание принять решение о возможности участия кафедры физиологии в качестве соисполнителя в научной программе НИЦ КиР, на основе которой планируется организация научно-образовательной базы для подготовки наших студентов.
По итогам участия в научных исследованиях и экспедиционных поездках по Кавказскому биосферному заповеднику выпускники кафедры выполняют свои дипломные работы, связанные с экологическими проблемами региона. Это служит источником пополнения исследовательской базы заповедника молодыми научными кадрами.
Научное направление кафедры, связанное с исследованиями в области экологической физиологии и проблем охраны природной среды, призвано подготовить специалистов, готовых принять активное участие в создании модели благоприятной среды в местах отдыха и обитания. Практическое значение такой работы трудно переоценить.
На кафедре физиологии Сочинского института РУДН проводятся исследования по биотехнологии растений. Выпускники кафедры, выбирающие это перспективное направление биологической науки, подготовлены к активной научной деятельности по успешному решению подобных проблем. Студентка кафедры физиологии награждена дипломом и медалью на конкурсе молодых ученых на лучшую научно-исследовательскую работу, за исследования по микроклональному размножению исчезающих видов флоры Кавказа, выполненную в лаборатории кафедры. Конкурс проводил в рамках Международного конгресса «Биотехнология: состояние и перспективы развития» (Москва, 2010 г.), где сообщения по экологическому образованию и просвещению были выделены в отдельную секцию [3].
Таким образом, взаимодействие учебного заведения с научно-исследовательскими учреждениями максимально приближает нас к решению проблемы воспитания молодых кадров исследователей. Выпускники кафедры становятся аспирантами или пополняют научные коллективы, непосредственно поступая на работу уже на последних курсах обучения по избранному направлению.
В современной высшей школе формируется качественно новая образовательная среда, основанная на инновационных технологиях, с привлечением студентов к научной работе. Высшая школа призвана не только давать студентам профессиональные знания, умения и навыки, но и научить их творчески мыслить, создавая дополнительную мотивацию для профессионального роста в будущем. Развитие вузовской науки в последнее время стало объектом государственного интереса. Результаты, сложившиеся в Сочинском институте РУДН по воспитанию научных кадров, показали целесообразность такого подхода, при котором учёные, заинтересованные в пополнении науки молодыми кадрами, не только активно входят в учебный процесс, но и смело предоставляют свои лаборатории и современное оборудование для работы со студентами. Положительный результат такого подхода к решению проблемы воспитания молодых учёных очевиден.
Список литературы:
- Козлова Н.И., Онищук Ф.Д. Скипина К.П. Становление кафедры физиологии в Сочинском филиале Российского университета дружбы народов. Научн. труды 1 съезда физиологов СНГ, 19-23 сент. 2005. - Т. 2. - Сочи. С. 302-303.
- Скипина К.П. Роль вузовской науки в развитии творческого мышления студентов. // Фундаментальные исследования, 2008. - № 9. - С. 86-88.
- Рыбалко А.Е., Скипина К.П. Подготовка кадров для внедрения биотехнологических методов сохранения биоразнообразия в пригородной зоне г. Сочи. Мат. Моск. Межд. научнопракт. конф. «Биотехнология: экология крупных городов» (Москва, 15-17 марта 2010 г.). - С. 374.
Работа представлена на Общероссийскую научную конференцию «Новые технологии, инновации, изобретения», Иркутск (5-7 июля 2010). Поступила в редакцию 04.05.2010.