Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов выдвигает новые требования к организации образовательного процесса, в том числе и к объективным системам оценки уровня знаний и умений студентов, компетенций выпускников на основе чётких согласованных критериев. Оценка качества подготовки студентов и выпускников должна включать результаты их текущей, промежуточной и итоговой государственной аттестации. Однако образовательные стандарты не содержат дидактического инструментария, позволяющего измерить и оценить результаты обучения.
Обоснование и выбор критериев, измерение и оценка уровней сформированности приобретённых выпускниками компетенций представляют собой сложную задачу в профессиональном образовании. Известно, что фонды оценочных средств должны разрабатываться, утверждаться и применяться в соответствии со следующими представлениями о ключевых ценностях оценивания. Оценивание должно быть: валидным (объекты оценки должны соответствовать поставленным целям учебной дисциплины); надёжным (необходимо использовать единообразные согласованные критерии или стандарты); справедливым (разные студенты должны иметь равные возможности добиться успеха); развивающим (фиксировать, что могут студенты и как им улучшить свои результаты); эффективным (выполнимым, не забирать много времени у преподавателей и студентов).
Сегодня функция оценивания не сводится только к выявлению недостатков освоения учебных программ, а рассматривается главным образом как средство критического анализа образовательного процесса, предполагающего определение направлений его улучшения.
Современные требования к результатам освоения программ подготовки специалистов среднего звена предусматривают обязательное внедрение компетентностного подхода, центральным понятием которого является компетенция. В отличие от знаний, умений, навыков, предполагающих действие по аналогии с образцом, компетенция предусматривает наличие опыта самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний.
Для того чтобы установить уровень компетентности выпускника медицинского колледжа, необходимо обозначить средства оценивания, которые должны выявлять как содержательный, так и деятельностный компонент подготовленности студента. В условиях компетентностного подхода это предполагает наличие необходимого набора объективных и качественных критериев. При этом методы оценки должны быть направлены на измерение освоенных целостных компетенций, а не отдельных знаний и умений. Можно выделить основные методы оценки, используемые при модульном обучении:
– составление портфолио практического обучения студента, в структуру портфолио могут входить: результаты защиты курсовых и научно-исследовательских работ; участие в выставках, конкурсах; результаты обучения на курсах; результаты практики; сведения об участии в олимпиадах, конкурсах, конференциях, учебных семинарах; спортивные и иные достижения;
– сбор образцов деятельности обучающихся, демонстрирующих освоение ими требуемых компетенций;
– индивидуальные и групповые проекты;
– обязательная публичная защита курсовых работ;
– применение в учебном процессе ситуационных и практикоориентированных заданий;
– использование кейс-измерителей, при разработке которых целесообразно предлагать не только подробное описание ситуации, но и перечень вопросов;
– введение в практику промежуточного контроля комплексных экзаменов;
– включение в экзамен квалификационный по профессиональным модулям интегрированных задач профессиональной направленности;
– экспертная оценка преподавателями результатов самостоятельной работы студентов.
Практика показывает, что использование в учебной деятельности перечисленных средств и методов оценки повышает эффективность обучения. Только на основе комплексной оценки, можно сделать вывод о сформированности компетентности выпускников.