Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1 Novosibirsk State Pedagogical University

Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки учителей начальных классов в системе высшего образования в методических дисциплинах. В ней раскрывается содержание понятия методической подготовки учителя как одной из частей профессиональной подготовки, как подготовку к практическому осуществлению трех видов педагогической деятельности: обучения, воспитания и развития средствами учебного предмета и средствами процесса обучения учебному предмету. Обосновывается целесообразность интеграции собственно методических дисциплин («Методика обучения (преподавания) математике (русскому языку, …») с дисциплинами по основам знаний базовой науки («Математика», «Русский язык», …). В методической подготовке выделены теоретическая и практическая составляющие, даны их характеристики.

Профессиональная подготовка учителя начальных классов как в прежней системе специалитета, так и в современной системе бакалавриата осуществляется через изучение студентами дисциплин и прохождение практик. В терминах Федерального государственного стандарта высшего профессионального обучения и Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования направления «Педагогическое образование» (ФГОС ВПО ПО и ФГОС ВО ПО) изучение дисциплин и практики должны обеспечить овладение студентами общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. Методическими дисциплинами назовем дисциплины, предназначенные для обеспечения методической подготовки будущего учителя. Основной результат методической подготовки – готовность студентов осуществлять деятельность обучения учебным предметам младших школьников, воспитания и развития школьников средствами учебного предмета и средствами процесса обучения, а также готовность к исследовательской деятельности по проблемам такого обучения, воспитания и развития.

Под методической подготовкой будущего учителя понимают овладение методиками и технологиями обучения учебным предметам при изучении специальных курсов, названия которых в учебных планах разных вузов именуются как «Методика преподавания математики (русского языка, литературы, литературного чтения, основ естествознания и т.д.)», или «Методика обучения математике (русскому языку, литературе, литературному чтению, …», или «Методика начального обучения математике (русскому языку, литературе, …» «Теория и методика обучения …», или «Теории и технологии обучения …». Назовем эти курсы методическими курсами или методическими дисциплинами.

Методическая подготовка будущего учителя к обучению учебному предмету младших школьников – это подготовка к грамотным, обоснованным и реализуемым в практике обучения ответам на серии вопросов. Зачем нужно, полезно изучение детьми математики (литературного чтения, естествознания …) в целом и конкретного раздела, темы, вопроса, понятия учебной дисциплины? Чему нужно, можно, полезно, достаточно обучать данному учебному предмету детей с разными психологическими и личностными характеристиками? Что из соответствующей учебному предмету области знания полезно, необходимо, достаточно изучать детям с разными психологическими и личностными характеристиками? Каковы основные требуемые результаты обучения данному учебному предмету? Как узнать, что требуемые (планируемые) результаты по данному учебному предмету достигнуты? Как нужно строить обучение, чтобы каждый учащийся достиг планируемых результатов на уровне своих индивидуальных особенностей и возможностей?

Методическую подготовку можно рассматривать как определенную сторону подготовки будущего учителя к осуществлению трех видов педагогической деятельности: деятельности обучения, деятельности воспитания и деятельности развития. Если считать результатом методической подготовки становление в учителе «методиста», человека, владеющего методикой, технологией обучения, то вслед за В.В. Сериковым [3, с. 32–33] скажем, что результат методической подготовки можно характеризовать как способность «ориентироваться и в методологии, и в истории, и в современном состоянии изучаемой науки», способность находить наиболее эффективные методы «донесения» содержания соответствующей области знания до учеников, способность к трансформации определенного культурного феномена, соответствующего изучаемой учащимися области знания и опыта, включая опыт социальных отношений, в содержание, метод, форму, специфический язык обучения данному предмету, области знания.

Все дисциплины учебного плана направления «Педагогическое образование» профиля «Начальное образование» обеспечивают подготовку к деятельности обучения младших школьников всем учебным предметам, воспитания и развития школьников средствами учебного предмета и средствами процесса обучения, а также готовность к исследовательской деятельности по проблемам такого обучения, воспитания и развития. Однако, методические дисциплины играют в профессиональной подготовке будущего учителя особую роль. Это роль преобразователя общекультурных, общепрофессиональных психолого-педагогических, знаний и умений из соответствующих предметных областей в конкретные профессиональные компетенции, в педагогические действия, обеспечивающие успешность математического (литературного, языкового, естественнонаучного, художественного, технологического, музыкального) образования учащихся начальной школы. Такое преобразование подразумевает овладение студентами содержанием и способами организации обучения учебному предмету, обеспечивающие не только овладение детьми предметными знаниями, но и воспитание и личностное развитие младших школьников средствами учебного предмета и средствами процесса обучения этому предмету. Деятельность обучения не только неотделима от деятельности воспитания и развития, но в условиях школьного обучения, когда основная часть времени пребывания детей в школе – это время уроков по разным учебным предметам, должна реализовывать задачи воспитания и развития через соответствующим образом наполненное и организованное обучение.

В методической подготовке можно выделить теоретическую и практическую стороны. Теоретическая сторона методической подготовки – это владение знаниями общих закономерностей обучения соответствующему предмету, знание концепций и теорий обучения учебному предмету, определенный уровень базового знания содержания учебного предмета. Теоретическая сторона методической подготовки проявляется в умении будущего учителя дать характеристику понятия и способа действия из содержания учебного предмета, описать педагогические действия, провести анализ содержания школьных учебников на предмет непротиворечивости и научности учебных материалов, их доступности учащимся. Теоретическая методическая подготовка – это также знание теоретических основ учебного предмета.

Овладение методиками и технологиями обучения учебному предмету невозможно без наличия у студентов соответствующих предметных знаний – математики, русского языка, литературного чтения, естествознания, знаний из областей, соответствующих учебному предмету и образовательной области. Вопросы связи изучения математики и методики обучения математики, литературы и методики обучения литературному чтению, русского языка и методики обучения русскому языку, естествознания и соответствующей методики всегда стоял остро. В начальной школе невозможен прямой перенос сведений из соответствующей науки. Дети только начинают знакомство с языком соответствующих дисциплин и это знакомство должно происходить на языке, доступном детям. Оно должно опираться на опыт чувственного познания детей, на дошкольный, достаточно богатый опыт освоения соответствующей области знания. Поэтому знания учителя начальной школы математики, русского языка, естествознания, литературы должно существенно отличаться от соответствующих знаний учителей-предметников.

Предметные знания учителя начальной школы должны быть не узко предметными, а психологичными, философскими. Они должны быть такими, чтобы учитель мог обеспечить учащимся не только усвоение, но и «проживание знания», обеспечить «живое знание» каждого учащегося. «..Живое знание всегда пристрастно и включает знание о субъекте знания, т.е. о себе самом. Человек почти никогда не имеет ясного понятия о себе, и это вовсе не противоречит тому, что он может себя достаточно хорошо знать. Познавая и переживая нечто, мы одновременно познаем себя и этим самопознанием доопределяем это нечто, самоопределяем, в пределе – изменяем, сотворяем себя. Такое удивительное переплетение служит не только мотивом к уточнению знаний, к получению нового знания, но и источником или движущей силой его саморазвития. Саморазвитие знания может углублять наши представления о реальности, может и уводить их от нее...» [1, с. 28].

Много лет назад мы обосновали необходимость интегрированных курсов: «Математика и методика обучения математике» [4], «Русский язык и методика обучения русскому языку», «Детская литература и обучение чтению». В Новосибирском государственном педагогическом университете на факультете начальных классов такие интегрированные дисциплины преподавались вплоть до введения первых государственных стандартов, в которых предметные дисциплины и методические были разделены. Опыт интеграции базового предмета и методики был успешным. С введением последнего поколения стандартов – Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) интеграция этих дисциплин вновь стала возможной. ФГОС ВО не задают конкретный перечень дисциплин. Каждый вуз вправе сам решать, через какие дисциплины и каким образом (при соблюдении определенных ФГОС ВО и другими нормативными документами требований) будет обеспечиваться профессиональная подготовка во всех, требуемых Стандартом направлениях.

Мы проанализировали учебные планы образовательных программ подготовки учителей начальных классов нескольких вузов. В одном из ведущих вузов, Московском педагогическом государственном университете, в учебном плане профиля «Начальное образование» направления «Педагогическое образование» все методические дисциплины интегрированы с базовой предметной дисциплиной. В учебном плане заявлены предметы: «Русский язык и методика его преподавания», «Естествознание, обществознание и методика их преподавания», «Математика, информатика и методика их преподавания», «Литературное чтение и методика преподавания». В других вузах предметная и методическая подготовки объединены в рамках курсов «Теория и технология обучения математике», «Теория и технологии обучения русскому языку» и других подобных курсов. В ряде вузов принято деление на предметные и методические курсы. Тенденция к интеграции видна в том, что предметные курсы ведутся как курсы, осуществляющие методическую подготовку.

Важнейшую часть методической составляет практическая подготовка будущего учителя. Практическая подготовка учителя – это подготовка, обеспечивающая «практическое владение компонентами педагогической деятельности, готовность решать педагогические задачи в реальных условиях учебно-воспитательного процесса соответствующего профилю педагогического образования». [3, с. 32] Практическая подготовка может обеспечиваться педагогической практикой и практико ориентированными содержанием и организацией практических и лабораторных занятий. Наилучшим образом такая подготовка обеспечивается тогда, когда педагогическая практика включается в методическую дисциплину как элемент ее содержания. Такое включение возможно при проведении части практических и лабораторных занятий по методическим дисциплинам на базе школы, части в интерактивных формах вне школы. Опыт десятилетней реализации такой практической подготовки, содержание которой представлено в [2], свидетельствует о ее высокой эффективности.