Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

---
Дискретный характер современных отечественных концепций профессионализации обуславливает необходимость экспликации социальных и психологических свойств индивида, детерминирующих успешность профессиональной реализации, как интегральной характеристики профессиональной роли врача. Особый интерес в рассматриваемом проблемном поле представляет расширение профессионально-ролевого репертуара врача, выполняющего функции руководителя медицинского коллектива.

Проведенный социологический анализ ролевых характеристик врачей альтернативных модельных групп позволил эксплицировать специфические особенности феномена лидерства в медицинской профессии. Врачируководители представляют собой, как правило, состоявшихся профессионалов, имеющими определенные лидерские качества и навыки. Так, в нашем исследовании у подавляющего большинства руководителей отмечены градации высокого и очень высокого уровня показателей коммуникативных и организаторских качеств, выше, чем у врачей других модельных групп. У руководителей лучше развиты целеустремленность, ответственность за других, способность к принятию волевых решений, сильнее выражена риск-рефлексия. Высокий уровень развития коммуникативных качеств, выявленный у большинства руководителей, а также выраженная альтруистическая направленность личности врача-руководителя, во многом, на наш взгляд, детерминируются профессионально-ролевыми требованиями к врачебной деятельности. Можно предположить, что специфическая профессиональная компетентность, определенный комплекс поведения, уровень профессиональной культуры, развитое чувство корпоративности врачей - заведомо наделяют профессионала необходимыми для лидерских ролей качествами.

В то же время, у 15-25% врачей-руководителей (по разным показателям) отмечены факторы риска неэффективного руководства: низкий уровень коммуникативного контроля, доминирование негативных эмоций и нежелание сближаться с людьми, эгоцентрические установки. Отмеченные негативные тенденции в личностных позициях врачей-руководителей осложняют реализацию лидерских ролей и приводят к напряжению психологической обстановки в коллективе, что является фактором риска для развития социально-профессиональной дезадаптации.


Работа представлена на Международную научную конференцию «Приоритетные направления развития науки, технологий и техники», 20-27 ноября 2009 г., Шарм-эль-шейх (Египет). Поступила в редакцию 21.05.2010.