Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1 1
1

Предлагаемое учебное пособие представляет собой последовательное системное изложение основных проблем деловой этики.

Опираясь на имеющиеся в данной области исследования, авторы предлагают свой собственный подход к рассмотрению этических проблем деловой жизни, соединяя в единый дискурс наиболее важные элементы общего этического знания с анализом актуальных для деловой сферы проблем.

Учебное пособие предназначено, прежде всего, для студентов направления подготовки бакалавров «Экономика». В основе пособия лежит курс лекций, который читается его авторами на протяжении ряда лет студентам направления подготовки «Экономика» (квалификация бакалавр) Кузбасского государственного технического университета им. Т.Ф. Горбачева. Первые семь глав, посвященных этическим проблемам, написаны Н.П. Гавриловой, восьмая глава, посвященная деловому этикету, – О.И. Калининой.

Создавая данное пособие, авторы стремились дать целостное представление о деловой этике и этикете как социально-нормативной конкретизации общечеловеческих этических принципов применительно к деловой сфере. Исходя из этого выстроена логика изложения материала.

В первых двух главах студенты знакомятся со спецификой этического знания, основными понятиями этики, ее предметом и направлениями этической мысли. Здесь же рассматриваются вопросы соотношения морали и права. Показывается конституирующая роль этики в деловой жизни.

В третьей главе анализируется феномен профессиональной этики и профессиональной морали. Важное место отводится рассмотрению современных профессионально-этических кодексов.

Четвертая глава посвящена этике бизнеса, которая представлена двумя направлениями: как индивидуальная этика (этика предпочтений) и как институциональная этика (этика ограничений). Этика предпочтений при этом выступает как профессиональная этика бизнесменов, а институциональная этика – как экономическая этика. Обе эти разновидности этики бизнеса формируют принципы взаимодействия компаний с обществом, включая проблемы их социальной ответственности.

В пятой главе рассматриваются этические проблемы финансово-кредитной сферы. Глава состоит из трех параграфов. В первом параграфе этой главы рассматриваются этические проблемы финансового рынка как совокупности определенных социальных практик. Обозначаются «болевые точки» мировых финансов, неразрывно связывающих этику и экономику. Во втором параграфе рассматриваются проблемы «альтернативного банкинга», представляющего собой попытку организации банковского дела на новых принципах, предполагающих возможность получения дохода с учетом этических норм и ограничений. В третьем параграфе пятой главы показано, что большая роль в оздоровлении финансово-кредитной сферы отводится повышению личной ответственности участников финансового рынка, о чем свидетельствует появление профессионально-этических кодексов специалистов по бухгалтерскому учету и финансовым операциям.

В шестой главе анализируются моральные проблемы управления, прежде всего этические требования, предъявляемые к менеджеру. Здесь же анализируются проблемы служебной этики, в центре которой находятся вопросы взаимодействия сотрудников внутри первичного трудового коллектива или рабочей группы.

В седьмой главе анализируются проблемы этики делового общения, касающиеся в основном бизнес-партнеров. Основная проблема здесь – проблема манипуляций. Отдельный параграф посвящен этике деловых переговоров.

В заключительной (восьмой) главе рассматриваются основные элементы делового этикета, в частности излагаются требования, предъявляемые к деловому костюму, оформлению и содержанию офиса, к проведению деловых бесед и визитов.

В учебном пособии приведен глоссарий (список наиболее часто используемых выражений и узкоспециализированных терминов).

При изложении учебного материала использовался обширный круг источников, о чем свидетельствует список литературы, приведенный в конце учебного пособия.

Таким образом, студенты получают всестороннее представление о проблемах деловой этики и делового этикета. Мы надеемся, что это поможет им стать высококвалифицированными специалистами в своей области и внести достойный вклад в формирование современной российской деловой культуры.

С этой точки зрения предлагаемое учебное пособие может быть полезно для всех категорий читателей, ведь в развитии деловой сферы заинтересованы все члены общества.