Учебно-практическое пособие написано по результатам стажировки на современных японских предприятиях и отражает тот уникальный опыт, который формировался в японском менеджменте многие столетия и сегодня является эталоном и примером для подражания большинства мировых производителей. Результаты исследований получены в процессе OJT-стажировки (On-the-Job-Training) в Японии (г. Токио), организованной Министерством иностранных дел Японии, Генеральным Консульством Японии на Сахалине в г. Южно-Сахалинске, Филиалом АНО «Японский центр» – «Японский центр на Сахалине», а также исполнительной организацией «World Business Associates Co., Ltd».
Работа является результатом глубокого исследования особенностей японской системы управления персоналом и мотивации труда на современных японских предприятиях. В пособии выделяются распространённые направления японского менеджмента, а также основополагающие принципы управления трудовой деятельностью персонала японских предприятий.
«Управление по-японски» представляет собой, своего рода, исследовательский проект, выделяющий максимальное число как самих принципов и методов управления персоналом, так и инструментов стимулирования и поощрения, сказывающихся на уровне мотивации труда персонала, исходя из специфики и направленности деятельности японских предприятий, а также их индивидуальных корпоративных особенностей.
В пособии отмечается, что при формировании и реализации приёмов управления кадрами и мотивационной политики на японских предприятиях, руководители непременно придерживаются особенностей самих японцев – культурных, социальных, психологических, политических, экономических и т.д., свойственных японскому менталитету.
Неоднократно задавая вопрос руководителям и президентам крупнейших мировых производственных компаний и корпораций, – из чего же складывается секретный рецепт успеха компании, в ответ все они единогласно утверждали, что самый важный ингредиент успеха – это, конечно же, сами сотрудники компании. Без них невозможно было бы даже начать своё дело, не говоря уже о мировых ориентирах и эталонном качестве продукции.
Безусловно, эталонное качество японской продукции и услуг достигнуто, в том числе, и благодаря такому же эталонному качеству управления кадрами.
Самой главной особенностью управления персоналом на японских предприятиях является сам подход к сотрудникам и процессу управления, который формирует понимание и осознание того, что основа эффективного взаимодействия с персоналом – это сотрудничество с ним. В работе отмечается, что руководители японских компаний практически никогда не произносили таких названий для своего персонала, как работник, работающий, трудящийся, в большинстве своём, употребляя слово «сотрудник».
Изучение подхода к «сотрудничеству» со своим персоналом искажает в сознании так привычное, веками сформированное и прочно закрепившееся фундаментом представление о кадровом менеджменте в системе управления персоналом.
Известно, что японская система управления кадрами сегодня является одной из самых эффективных и становится всё более актуальной. Ведь жесточайшие условия конкурентной борьбы бросают современным предприятиям новые вызовы, в ответ на которые необходимо не только приспосабливаться к постоянно меняющейся внешней среде, но и быть на шаг впереди благодаря внутренним силам, резервам и потенциалу компании, которые заключаются в её персонале.
Систематически подстраиваясь под внешние изменения, дабы приобрести неуязвимость, руководители японских компаний и корпораций вынуждены прибегать к созданию и реализации весьма изощрённых способов воздействия на персонал. При этом материальное стимулирование наряду с возрастающим давлением конкурентной среды становятся менее актуальными, хотя и являются обязательным требованием в сотрудничестве со своим персоналом. Ведь сегодня к методам материального стимулирования прибегают все без исключения компании, а инструменты морального поощрения работников уже давно ушли на задний план, растворившись в тени истории и являясь лишь легендой. Японский же менеджмент предполагает постоянный поиск и разработку новых, всё более действенных способов как материального, так и нематериального стимулирования своих сотрудников, так как практически все руководители японских компаний убеждены в том, что только денежная мотивация и её применение не может сохраняться длительное время.
Учебно-практическое пособие включает 3 главы: «Моральное и материальное поощрение работников предприятия как элементы управления мотивацией в концепции кадрового менеджмента», «Особенности японского менеджмента в системе управления персоналом» и «Особенности системы управления персоналом и мотивации труда в японском кадровом менеджменте на современных японских предприятиях».
Первая глава книги посвящена изучению инструментов стимулирования, как элементов управления мотивацией в концепции кадрового менеджмента, дабы «вооружить» читателя теоретическими аспектами и знаниями в области стимулирования, поощрения и мотивации труда персонала.
Вторая глава книги повествует об основных особенностях японского менеджмента и управления кадрами, для того, чтобы можно было понять общую систему управления кадрами на японских предприятиях. Глава характеризует японскую философию управления кадрами, систему непрерывного процесса совершенствования «Кайдзен», систему принятия решений «Рингисэй», а также систему бережливого производства «TPS».
В третьей главе пособия приводится характеристика уникального опыта управления персоналом, который реально применяется современными японскими предприятиями на примерах нескольких крупных японских компаний и корпораций: «Zenko», «Рюкакусан», «KOSE», «Tempura Tendon Tenya», «Нингёте Имахан», «Yokohama Rubber», «Janome Sewing Machine Co., Ltd», а также Кооператив японского торгового квартала «Мукодзима Татибана Гиндза» («Киракира Татибана»).
Учебно-практическое пособие рекомендовано УМО Российской Академией Естествознания по классическому университетскому и техническому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 38.03.02 – «Менеджмент».
Пособие может быть использовано и применимо в практической деятельности бизнесменами, руководителями различных предприятий и организаций, а также может быть полезно для заинтересованного круга лиц, изучающих Японию, японскую промышленность и культуру.
Благодаря этой книге читателям предоставляется настоящая возможность окунуться и заглянуть в удивительный мир управления персоналом на японских предприятиях. Пособие позволит ещё на шаг продвинуться в изучении особенностей японского менеджмента, которые заключаются и отражаются в принципах управления кадрами, а также являются основой всей жизнедеятельности японских компаний, начиная со стратегического планирования и завершая выпуском высокотехнологичной, инновационной продукции высочайшего качества в мире, по-настоящему заслуживающего уважения.