Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

В Казахстане последние десятилетия ознаменовались бурным ростом интереса к методологии истории, как в обществе, так и в среде профессиональных ученых. Этот объективный процесс был вызван поиском национальной идентичности в условиях формирования суверенного государства, подъемом этнического самосознания. Сложились более чем благоприятные условия для развития исторической науки – стали доступными огромные пласты письменных источников, что повлияло на количество и качество публикаций результатов исследований и дало импульс для более интенсивных методологических разработок.

В связи с этим особую актуальность для исторической науки Казахстана приобретает вопрос применения ряда общенаучных методов в историческом исследовании. Одним из направлений обновления методологического инструментария исторической науки является активное включение общенаучных категорий в понятийный аппарат истории, а также, расширение применения математических методов анализа исторических источников и создание математических моделей исторических процессов.

Содержание методических указаний включает предисловие, 13 тем, заключение и список дополнительной литературы.

Методические указания подготовлены для проведения семинарских занятий по дисциплине «Методология истории», в ходе которых студенты самостоятельно изучают материал источников, выполняют задания разного уровня сложности с последующим коллективным обсуждением и оценкой результатов самостоятельной деятельности под руководством преподавателя (имеющийся 2-часовой резерв может быть использован для повторения и итогового обобщения материалов).

Современные темпы прироста научной информации, которую нужно успеть передать обучающимся за определенное время, побуждают преподавателей всех уровней искать выход из создавшегося положения за счет новых педагогических приемов. Одним из таких приемов является интенсификация учебной деятельности, то есть передача большего объема учебной информации обучаемым при неизменной продолжительности обучения без снижения требований к качеству знаний. Для успешной интенсификации учебного процесса используется визуализация – как один из самых эффективных способов сделать свое мышление активным. Методические указания по дисциплине «Методология истории» содержат схемы, рисунки, примеры опорного конспекта, диаграммы, списки литературы к каждой теме.

Конструирование учебного процесса рассматривается с двух сторон: обучение через информацию и обучение через деятельность. Особую роль в контекстном обучении играют активные формы, методы, технологии активного обучения (ТАО), которые опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, а прежде всего на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение.

Методические указания Л.И. Зуевой для проведения семинарских занятий по дисциплине «Методология истории» предназначены для всех специальностей исторического факультета.