Книга представляет собой первое систематизированное изложение вузовской дисциплины «Методика преподавания истории» в Республике Казахстан на русском языке. Методика преподавания истории в средней школе – это учебно-методическое пособие для студентов педагогических специальностей исторических факультетов высших учебных заведений.
Для дидактических и методических рекомендаций был подобран учебный материал, который по своему содержанию отвечает научным идеям и принципам, положенным в основу разработки школьных государственных стандартов, учебных программ и учебников по истории в Республике Казахстан. В 4 разделах (27 темах) пособия содержится как теоретический материал, необходимый студентам педагогических специальностей, так и рекомендации практического характера. Материалы пособия учитывают дореволюционный, советский и современный опыт преподавания истории в России и Казахстане.
История была и остается одним из главных предметов в школах Казахстана. При этом надо учитывать ряд специфических особенностей и трудностей в преподавании этой дисциплины в условиях смены методологических парадигм и трансформации содержания всемирной и отечественной истории в типовых учебных программах по образовательной области «Человек и общество» (История Казахстана, Всемирная история, Человек. Общество. Право. Самопознание).
Крайне важно отметить, что решающее значение в данном пособии имеет, не столько объем информации, сколько систематичность и подвижность сведений, приведенных автором. Мобильность и управляемость, гибкое приспособление учебного материала к вузовским и школьным условиям, наличие сведений об основных проблемах образовательных реформ в Казахстане, ближнем и дальнем зарубежье и перспективах использования современных технологий позволят выпускникам строить свою деятельность на более высоком научно-педагогическом и методическом уровнях.
В рассматриваются теоретико-методологические проблемы, основные направления методической работы по истории в средней школе, учитывается зарубежный и отечественный опыт.
Основное содержание практико-ориентированной части пособия помогает лучше понять и проследить процесс реформирования образовательной системы Республики Казахстан на современном этапе, охарактеризовать особенности работы учителя истории в условиях модернизации педагогической деятельности, методы формирования системного профессионального мышления и компетентностей специалиста XXI века.
В содержание «Методики преподавания истории в средней школе» включены отдельные нормативные документы и описания современных инновационных технологий, критерии оценки качества подготовки обучающихся, варианты разноуровневых заданий для студентов, тесты для самопроверки и списки дополнительной литературы. Для усиления наглядности в пособии использованы иллюстративные материалы, составлены таблицы, схемы, диаграммы.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, учителей, магистрантов, специалистов в области образования, слушателей ФПК и курсов послевузовской психолого-педагогической переподготовки.