Scientific journal
International Journal of Experimental Education
ISSN 2618–7159
ИФ РИНЦ = 0,425

1
1

Рабочая образовательная программа по дисциплине «Экономико-социальные аспекты технической эксплуатации судов» разработана для обучающихся по направлению подготовки 26.03.02 – «Кораблестроение, океанотехника, и системотехника объектов морской инфраструктуры» (уровень бакалавриата), в соответствии с ФГОС ВО, утвержденного Министерством образования и науки РФ приказом № 960, от 03.09.15 г., и учебного плана, утвержденного ректором и одобренного Ученым советом МГТУ.

Таблица 1

Результаты формирования компетенций и планируемые результаты обучения

Компетенции

Результаты обучения

ОПК-2 – способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач

Знать: основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении технических задач; особенности технической эксплуатации судового оборудования.

Уметь: организовать и выполнить практические исследования социально-экономической обстановки, конкретных форм управления технической эксплуатации; применять экономическую терминологию лексику и основные экономические категории.

Владеть: методами анализа и обобщения экономических, социальных и организационных показателей, характеризующих качество и управление технической эксплуатации судов

ПК-14 – способность выполнять стоимостную оценку основных производственных ресурсов

Знать: теоретические основы функционирования рыночной экономики; Современные методы социально-экономической диагностики, получение обобщённых характеристик, и информации и её обработки с помощью ПК.

Уметь: анализировать конкретные экономические ситуации с позиции основ экономической теории, оценивать современную экономическую политику государства; выполнять стоимостную оценку основных производственных ресурсов.

Владеть: методами руководства и развития социально-экономических и организационных процессов в объектах морской инфраструктуры

Целью дисциплины «Экономико-социальные аспекты технической эксплуатации судов» является подготовка бакалавров в соответствии ФГОС ВО и учебным планом. Задачи дисциплины: формирование понимания основ технической эксплуатации судов, экономических проблемах эксплуатации судового оборудования и социальных аспектах экипажей морских судов. Дисциплина изучается на 2 курсе в 3 семестре. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, всего 72 часа. Форма контроля – зачет. Перечень компетенций и результаты их формирования представлены в табл. 1.

Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины: экономика – основы экономики, экономика предприятия; высшая математика – алгебра, геометрия, анализ, статистика; информатика – устройство и работа ЭВМ.

Структура и содержание учебной дисциплины «Экономико-социальные аспекты технической эксплуатации судов» представлены в табл. 2.

Таблица 2

Содержание разделов дисциплины, виды работы

Содержание разделов (модулей), тем дисциплины

Количество часов

Модуль 1.

Лекц

Пр.р

См.р.

1. Цели и задачи и содержание технической эксплуатации судов (ТЭС). Техническая эксплуатация как производственная система и ее эффективность. Основные характеристики судов как объектов технической эксплуатации

2

4

6

2. Управление ТЭС. Документация по ТЭС. Система технического обслуживания и ремонта судов. Методы технического обслуживания и ремонта судовой техники. Эксплуатационно-ремонтные циклы ремонта судов

2

4

6

3. Анализ взаимосвязей показателей технической эксплуатации судов и финансово-экономических показателей работы судна. Показатели, характеризующие эксплуатационный период судов. Показатели, характеризующие затраты на техническую эксплуатацию

2

2

6

4. Процессы технической эксплуатации. Процессы технического обслуживания и ремонта. Контроль технического состояния судовой техники. Оптимизация графиков и сроков технического обслуживания и ремонта

2

6

5. Информационные аспекты технической эксплуатации судов. Формирование информационной базы. Современные требования к информационным системам по ТЭ судов. Концепция развития технической эксплуатации судов на базе информационных технологий

2

4

6

6. Повышение эффективности ТЭС. Снижение трудоемкости технического обслуживания и ремонта. Совершенствование системы технического обслуживания и ремонта

2

6

Модуль 2. Всего по 1 модулю

12

14

28

1. Особенности работы судового экипажа в современных условиях. Принцип организации и планирования рабочего времени членов экипажа

2

2

6

2. Функции экипажа судна по технической эксплуатации судна. Социально-экономическая защита судовых экипажей морских судов. Конвенция о труде в морском судоходстве

2

6

Всего по 2 модулю

4

2

12

Итого:

16

16

40

Используемые фонды оценочных средств, их краткая характеристика

Доклад – выступление обучающегося, включающее самостоятельное изучение литературных и информационных источников, сбор материала по заданной теме, оформление тезисов, и подготовка к сообщению. Примерные темы докладов:

1. Техническая эксплуатация как производственная система.

2. Эффективность системы технической эксплуатации.

3. Основные характеристики судов как объектов технической эксплуатации.

Творческое задание – презентация – подготовка по заданной или самостоятельно выбранной теме слайдов в программе PowerPoint. Презентации должна содержать не более 15 слайдов, а продолжительность выступления – не более 10 минут. Примерные темы презентаций:

1. Технология управления жизненным циклом объектов морской техники.

2. Судоремонт, модернизация морской техники и оборудования.

3. Функции экипажа морских судов.

Фонд тестовых заданий – задания, в которых надо выбрать один верный ответ. Задания предполагают закрепление и углубление знаний по отдельным темам дисциплины. Пример тестового задания: Вопрос – Техническое использование судов предусматривает… Ответы-

а) высокой степени готовности судов к использованию по назначению;

б) безопасной переправки пассажиров;

в) хорошую работу экипажа.

Защита практических работ – предоставление преподавателю письменного отчета о выполненном практическом задании по каждой теме. Перечень тем практических работ:

1. Изучение основных технико-экономических характеристик судов различных типов – 4 ч.

2. Составление эксплуатационно-ремонтные циклы ремонта судов с учетом нормативных документов и отраслевых стандартов – 4 ч.

3. Определение количественной оценки уровня технической эксплуатации судна – 2 ч.

4. Примеры использования информационных технологий для решения задач технической эксплуатации – 4 ч.

5. Анализ выполнения плана по труду и заработной плате членов экипажа – 2 ч.

Критерии оценивания обучающихся

Зачтено – своевременно и правильно выполнены задания текущего контроля: посещение лекций, выполнение и защита всех практических работ, доклад, презентация, тестовые задания. Не зачтено – несвоевременное выполнение заданий, пропуск лекций, отсутствие доклада, презентации, ошибки в тестовых заданиях.

В соответствии с бально-рейтинговой системой оценивания промежуточной аттестации, обучающийся получает «зачтено», если набрал 60–100 баллов за выполнение всех контрольных точек, «не зачтено», если набрал 0–59 баллов. Итоговая оценка по дисциплине выставляется в экзаменационную ведомость и зачетную книжку обучающегося.